Постановка звуков

Постановка звуков

 

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным и звукообразовательным отделами речевого аппарата и регулируются центральной нервной системой.

 

Обычно при нарушении звукопроизношения нарушаются следующие группы звуков:

 

свистящие (с, с', з, з', ц)

сонорные (л, л', р, р', j)

звонкие (в, з, ж, б, д, г)

шипящие (ш, ж, ч, щ)

заднеязычные (к, к', г, г', х, х')

мягкие (т', д, н)

 

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное. В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

 

- искаженное произношение звука,

- отсутствие звука в речи ребенка,

- замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.

 

Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии фонематического слуха.

 

Каждый вид имеет несколько разновидностей, например, cигматизмы могут быть: межзубный, боковой, носовой и др.; парасигматизмы - призубный, шипящий и др. Все разновидности нарушений имеют свои особенности исправления.

 

Кроме форм и видов нарушения звуков, выделяют еще и уровень нарушения. В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.

 

Первый уровень.

Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу.

 

Второй уровень.

Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах), но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.

 

Третий уровень.

Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с - ш, з - ж, с' - щ, ц - ч, л - р, б - п, д - т, г - к.

 

Педагог точно понимает уровень неправильного произношения звука, так как от этого зависит характер дальнейшей работы:

·        ставить звук (первый уровень),

·        автоматизировать - постепенно вводить в речь (второй уровень),

·        проводить дифференциацию с другим звуком (третий уровень).

 

Необходимо учитывать еще и то, что нарушения звукопроизношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.).

 

В первом случае надо работать только над исправлением звуков. Во втором главной будет работа по исправлению основного дефекта, к которой на определенном этапе добавляется работа по коррекции звуков, имеющая в зависимости от основного нарушения свои особенности. С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях, когда в детском саду и дома осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют «детских словечек», а дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологические нарушения звукопроизношения изживаются.

Однако уже и в этом возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

Коррекция нарушений звукопроизношения - система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления, восприятия и развитие речи. Осуществляется учителями-логопедами и воспитателями речевых групп детских дошкольных образовательных учреждений (детских садов).


Возврат к списку