Общее недоразвитие речи (ОНР) у ребенка - это ярко выраженные нарушения абсолютно всех аспектов, влияющих на формирование речевых навыков: лексико-грамматического, звукового и прочих. Проявляется в виде сложного речевого нарушения, но при этом ребенок обладает развитым интеллектом и нормальным физиологическим слухом. Симптомы общего недоразвития речи всегда зависят от степени несформированности компонентов речевой системы. Они могут проявляться в полном отсутствии умения разговаривать и применять речь, либо в наличии связной речи с некоторыми признаками ФФНР и ЛГНР. Выявить недоразвитие речи можно во время диагностики у логопеда. Коррекционные мероприятия подразумевают развитие понимания речи, лексического запаса, грамматического строя, произношения звуков и прочие мероприятия. Признаки недоразвития речи проявляются при таких патологических нарушениях, как алалия, дизартрия (в том числе и скрытая форма), задержка речевого и психического развития.
Симптомы общего недоразвития речи
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Но, высказывания бедны и однотипны.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но употребляют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных.
При ОНР 4 уровня дети испытывают затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении.
ЗАПИСАТЬСЯ
Специалисты
- Невролог
- Психиатр
- Психолог
- Нейропсихолог
- Логопед
- Дефектолог
- Педагог дошкольного
и начального школьного образования
Формы общего речевого недоразвития
Общее речевое недоразвитие у ребенка классифицируют на три основных группы, так как расстройство проявляется у детей с неодинаковой клинической картиной. Это:
- Неосложненная форма, проявляющаяся у ребенка с минимальными нарушениями функций головного мозга, моторных дифференцировок и незрелостью конгитивной сферы.
- Осложненная форма, проявляющаяся у детей с различными патологиями психопатического и неврологического характера.
- Грубая форма недоразвития функции речи. Таким расстройством может страдать ребенок, имеющий органические поражения отделов головного мозга, отвечающих за речь.
Степени нарушения речи
Принято выделять четыре уровня нарушения речи у любого ребенка, вне зависимости от формы его заболевания. К ним относятся:
- 1 уровень. Ребенок не говорит вообще, у него полностью отсутствует речь.
- 2 уровень. У ребенка присутствуют элементарные навыки речи, но его словарный запас скуден, также в нем прослеживаются признаки аграмматизма.
- 3 уровень. Речь ребенка развернута, он говорит фразами. Но смысловая и звуковая сторона речи недоразвиты.
- 4 уровень. Расстройство такой степени характеризуется наличием остаточных пробелов в развитии лексико-грамматических и фонетико-фонематических аспектов речи у ребенка.
Причины ОНР
Как правило, ОНР развивается вследствие перинатальных нарушений. К основным причинам относятся:
- гипоксия плода;
- несовместимость резус-факторов крови матери и ребенка;
- асфиксия новорожденного;
- травмы, полученные во время родов;
- тяжелое течение беременности.
Также речь может нарушиться из-за:
- перенесенных тяжелых инфекционных патологий;
- хронических заболеваний у ребенка;
- сложных черепно-мозговых травм;
- недостатка внимания со стороны родителей.
Прогноз на коррекцию нарушений речи
Если коррекция общего недоразвития речи начата своевременно, когда ребенку исполнилось 3 года, прогноз весьма благоприятный. Коррекция при общем речевом недоразвитии может затянуться на долгие месяцы, поэтому важно, чтобы ребенок был к этому готов и упорно трудился. На данный момент существуют различные методики, которые позволяют эффективно справиться с ОНР.
Чем раньше вы обратитесь за помощью,
тем благоприятнее будет прогноз коррекции.
ДИАГНОСТИКА
Начальный этап логопедического обследования включает сбор анамнеза, в ходе которого специалист изучает медицинскую документацию ребенка, начиная с раннего детского возраста. Хорошо, если имеются данные о том, как протекала беременность матери и роды, так как именно в этом периоде развития плода нередко кроются причины данного патологического состояния. |
|
ЛогопедПосле этого диагностируют устную речь, в ходе чего выявляют:
|
|
НеврологДальнейшее обследование предполагает изучение анатомического строения органов речевого аппарата. В результате обследования специалист делает заключение о том, насколько сильно выражено общее недоразвитие речи ребенка. |
КОРРЕКЦИЯ
Логопедическая работа по коррекции ОНР осуществляется с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления).
При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.
При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.
На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. А также уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.
Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) является достижение детьми возрастной нормы устной речи.
Для этого совершенствуются и закрепляются произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическая сторона речи, развернутая фразовая речь; развиваются графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.
Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня проходят в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития.

- моторная алалия, сенсорная алалия,
сенсомоторная алалия,
- дизартрия или стертая дизартрия,
- задержка речевого развития,
- задержка психического развития,
невыясненного патогенеза.
ОЧЕНЬ ВАЖНО не спутать их и выбрать
правильные пути коррекции.

Профилактика
В целях предупреждения ОНР необходимо следовать некоторым рекомендациям:
- уделять пристальное внимание развитию речи малыша;
- заниматься профилактикой клинических синдромов (алалии, дизартрии и пр.), при которых возникает данное нарушение речи;
- во время беременности тщательно следить за своим здоровьем.
Вы считаете, что у Вашего чада нарушена речь?
Более того, Вы думаете, что у него ОНР? Не ставьте самостоятельно диагнозы, не являясь специалистом! Покажите малыша логопеду, который сможет понять, нарушена ли его речь и, при необходимости, назначить методы коррекции расстройства.
Также вы можете записаться на консультацию к логопеду в центр «НЕАПЛ», который всегда окажет квалифицированную коррекционную помощь и поможет устранить речевые нарушения.