Лексико-грамматические нарушения относятся к ряду речевых расстройств. У детей с такими нарушениями ограничен словарный запас и нарушен грамматический строй речи. Они неправильно употребляют глаголы, падежные окончания, союзы, предлоги. Также дети неправильно согласуют слова в числе и роде, что оказывает негативное влияние на общение с окружающими людьми. Лексико-грамматические дефекты речи могут сопровождаться сложными нарушениями письма – ребенок делает грамматические и другие серьезные ошибки. Лексико-грамматическое недоразвитие речи зачастую сопровождает общее недоразвитие речи, алалию и афазию.

Симптомы лексико-грамматического
нарушения речи

Как правило, родители и педагоги слышат проявления данного нарушения в устной речи ребенка, и если в раннем возрасте это допустимо, то в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте данный дефект очень "режет" слух. 

Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.
1
неправильно употребляются окончания имен существительных, местоимений, прилагательных
2
неправильно употребляются падежи и родовые окончания, количественные числительные;
3
неправильно употребляются окончания глаголов в прошедшем времени;
4
неправильно употребляются предложно-падежные конструкции.

ЗАПИСАТЬСЯ

Специалисты

Формы

Нарушение грамматического строя речи наблюдается при следующих расстройствах и патологических состояниях:

  1. Выход из сенсорной (моторной) алалии. Сенсорная алалия – это первоначальное нарушение восприятия речи у пациентов с нормальным слухом. Она возникает из-за поражения височной области левого полушария головного мозга. Моторная алалия проявляется в виде комплекса речевых и неречевых симптомов, где ведущая роль отводится овладению языком. Также бывает смешанная форма расстройства.
  2. ОНР. Общее недоразвитие речи.
  3. Задержка речевого развития. Является отклонением от нормы у детей. При нормальном развитии дети начинают активно разговаривать примерно с двух лет, при задержке – процесс речевого развития не начинается даже по достижении трехлетнего возраста.
  4. Задержка психического развития. В данном случае нарушение речи возникает из-за недоразвития высших психических функций. Задержка психического развития может быть временной. При условии своевременной коррекции нарушения могут быть устранены частично или полностью.

Механизмы лексико-грамматических речевых нарушений

Представления о механизмах формирования лексико-грамматического недоразвития напрямую связаны с пониманием закономерностей данной сферы языка. Существуют разнообразные гипотезы, касающиеся механизмов, от которых зависит развитие лексико-грамматических способностей. Все они сводятся к двум основным позициям.

  1. Развитие грамматических способностей определяет детерменированный синтаксический компонент. Если он недостаточно развит, формируются нарушения.
  2. Формирование лексико-грамматических способностей напрямую зависит от когнитивной зрелости. То есть, несформированность речевых навыков может являться следствием отсутствия когнитивной зрелости пациента.

Также следует отметить, что психические нарушения детей и их умственная отсталость практически всегда сопровождаются дефектами речевого развития. Нарушение строя речи, в данном случае, проявляется в большей степени в лексико-грамматической сфере. И, наоборот, дети с нарушениями речевой функции зачастую обладают интеллектуальной недостаточностью.

Причины лексико-грамматических нарушений у детей

Причинами лексико-грамматических нарушений у детей могут быть негативные внешние и внутренние факторы.

К внутренним причинам лексико-грамматических нарушений относятся:

  • негативное влияние на мозг плода, которое происходит в период его развития в утробе матери;
  • инфекционные патологии беременной;
  • тяжелое течение беременности;
  • родовые травмы;
  • асфиксия новорожденного;
  • генетическая предрасположенность;
  • несовместимость матери и ребенка по резус-фактору крови.

К внешним факторам, вызывающим лексико-грамматические речевые дефекты, относятся:

  • неблагоприятная социальная и бытовая среда, в которой воспитываются дети;
  • отсутствие положительных эмоций;
  • недостаточное внимание к развитию детей со стороны взрослых;
  • чрезмерная опека детей;
  • воспитание ребенка в двуязычной семье или его проживание на два дома (например, когда родители находятся в разводе).

Чем раньше вы обратитесь за помощью,

тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

ДИАГНОСТИКА

Обследование детей разных возрастных групп строиться по-разному. Изучение речевого развития можно проводить не только методом индивидуального обследования с использованием наглядного материала, но и в процессе наблюдения за свободным общением детей.

Логопед

Во время диагностики логопед обследует:

  • словарный запас ребенка (активный и пассивный), особое внимание при исследовании словаря обращается на умение образовывать новые слова, используя суффиксально-префиксальные способы.
  • уровень сформированности грамматического строя языка.
  • развитость связной речи.

В ходе обследования лексико-грамматической стороны речи данные заносятся в протокол, где фиксируется информация о предъявленном материале, о том, с каким материалом ребенок справляется успешно, и фиксируются ошибки ребенка.

К лексико-грамматическому нарушению речи относятся:

  • выход из моторной (сенсорной) алалии,
  • задержка речевого развития,
  • задержка психического развития невыясненного патогенеза.

КОРРЕКЦИЯ

В коррекционной работе учебный материал, методические приемы каждого этапа предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.

Учитывая возрастные особенности детей, их характер, речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у ребенка хороший настрой, желение заниматься с логопедом. Приоритетными задачами является: расширение запаса конкретных представлений, развитие пассивного и активного словаря, формирование обобщающих понятий, навыков понимания и употребления словоизменительных форм и словообразовательных моделей, а также умений употреблять различные типы синтаксических структур.

Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько четко организован весь процесс обучения в детском саду и дома, правильно ли распределена учебная нагрузка в течение дня, как осуществляется преемственность деятельности логопеда и воспитателя в целях реализации основных задач обучения.

Прогноз на коррекцию речевых нарушений

Раннее выявление лексико-грамматических дефектов речи и нарушений сопутствующего характера, а также своевременно начатая коррекция, оказывают положительное влияние на устранение речевых расстройств. Если работа со специалистами начата вовремя, нарушение речи может быть устранено полностью. Важно, чтобы логопедическая работа проводилась в дошкольный период. Это позволит детям быстро освоить письменную речь и другие навыки при обучении в школе.

Профилактика лексико-грамматических дефектов

Предупредить развитие лексико-грамматического нарушения речи можно, следуя нескольким важным рекомендациям. А именно:

  1. В период беременности важно, чтобы диагностика перинатальных патологий плода проводилась регулярно.
  2. Чтобы дети рождались здоровыми, не имели психических отклонений и нарушений речи, в том числе и лексико-грамматического характера, будущая мама должна правильно питаться, соблюдать режим дня и отказаться в период беременности от вредных привычек.
  3. Необходимо следить за тем, как развиваются дети, а также за состоянием их здоровья.
  4. Следует развивать память, внимание и мышление ребенка, заниматься с ним, читать ему вслух.
  5. Обязательно следите за речевым окружением детей: зачастую они повторяют за сверстниками, нарушая речевые конструкции.
  6. При обнаружении у детей речевых нарушений лексико-грамматического характера без промедлений обратитесь к логопеду.

Вы считаете, что у Вашего ребенка нарушение грамматического строя речи?

Не делайте преждевременных выводов! Поставить точный диагноз и выявить нарушение навыков речи может только логопед. Возможно, Ваш малыш, в силу возраста, еще попросту не умеет правильно строить предложения. Ну а если Вы сомневаетесь в его способностях и думаете, что причина речевых дефектов скрыта именно в грамматических нарушениях, обратитесь к специалисту. Он выявит наличие нарушения и, при необходимости, назначит адекватные методы его коррекции.

Если вы хотите получить консультацию или коррекционную помощь квалифицированного специалиста-логопеда, записывайтесь в центр «НЕАПЛ»!

ОБРАТИТЕСЬ К НАШИМ ПРОФЕССИОНАЛАМ

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время