Лексико-грамматические нарушения относятся к ряду речевых расстройств. У детей с такими нарушениями ограничен словарный запас и нарушен грамматический строй речи. Они неправильно употребляют глаголы, падежные окончания, союзы, предлоги. Также дети неправильно согласуют слова в числе и роде, что оказывает негативное влияние на общение с окружающими людьми. Лексико-грамматические дефекты речи могут сопровождаться сложными нарушениями письма – ребенок делает грамматические и другие серьезные ошибки. Лексико-грамматическое недоразвитие речи зачастую сопровождает общее недоразвитие речи, алалию и афазию.
Симптомы лексико-грамматического
нарушения речи
Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.
ЗАПИСАТЬСЯ
Формы
Нарушение грамматического строя речи наблюдается при следующих расстройствах и патологических состояниях:
- Выход из сенсорной (моторной) алалии. Сенсорная алалия – это первоначальное нарушение восприятия речи у пациентов с нормальным слухом. Она возникает из-за поражения височной области левого полушария головного мозга. Моторная алалия проявляется в виде комплекса речевых и неречевых симптомов, где ведущая роль отводится овладению языком. Также бывает смешанная форма расстройства.
- ОНР. Общее недоразвитие речи.
- Задержка речевого развития. Является отклонением от нормы у детей. При нормальном развитии дети начинают активно разговаривать примерно с двух лет, при задержке – процесс речевого развития не начинается даже по достижении трехлетнего возраста.
- Задержка психического развития. В данном случае нарушение речи возникает из-за недоразвития высших психических функций. Задержка психического развития может быть временной. При условии своевременной коррекции нарушения могут быть устранены частично или полностью.
Механизмы лексико-грамматических речевых нарушений
Представления о механизмах формирования лексико-грамматического недоразвития напрямую связаны с пониманием закономерностей данной сферы языка. Существуют разнообразные гипотезы, касающиеся механизмов, от которых зависит развитие лексико-грамматических способностей. Все они сводятся к двум основным позициям.
- Развитие грамматических способностей определяет детерменированный синтаксический компонент. Если он недостаточно развит, формируются нарушения.
- Формирование лексико-грамматических способностей напрямую зависит от когнитивной зрелости. То есть, несформированность речевых навыков может являться следствием отсутствия когнитивной зрелости пациента.
Также следует отметить, что психические нарушения детей и их умственная отсталость практически всегда сопровождаются дефектами речевого развития. Нарушение строя речи, в данном случае, проявляется в большей степени в лексико-грамматической сфере. И, наоборот, дети с нарушениями речевой функции зачастую обладают интеллектуальной недостаточностью.
Причины лексико-грамматических нарушений у детей
Причинами лексико-грамматических нарушений у детей могут быть негативные внешние и внутренние факторы.
К внутренним причинам лексико-грамматических нарушений относятся:
- негативное влияние на мозг плода, которое происходит в период его развития в утробе матери;
- инфекционные патологии беременной;
- тяжелое течение беременности;
- родовые травмы;
- асфиксия новорожденного;
- генетическая предрасположенность;
- несовместимость матери и ребенка по резус-фактору крови.
К внешним факторам, вызывающим лексико-грамматические речевые дефекты, относятся:
- неблагоприятная социальная и бытовая среда, в которой воспитываются дети;
- отсутствие положительных эмоций;
- недостаточное внимание к развитию детей со стороны взрослых;
- чрезмерная опека детей;
- воспитание ребенка в двуязычной семье или его проживание на два дома (например, когда родители находятся в разводе).
Чем раньше вы обратитесь за помощью,
тем благоприятнее будет прогноз коррекции.
ДИАГНОСТИКА
Обследование детей разных возрастных групп строиться по-разному. Изучение речевого развития можно проводить не только методом индивидуального обследования с использованием наглядного материала, но и в процессе наблюдения за свободным общением детей. |
ЛогопедВо время диагностики логопед обследует:
|
В ходе обследования лексико-грамматической стороны речи данные заносятся в протокол, где фиксируется информация о предъявленном материале, о том, с каким материалом ребенок справляется успешно, и фиксируются ошибки ребенка. К лексико-грамматическому нарушению речи относятся:
|
КОРРЕКЦИЯ
В коррекционной работе учебный материал, методические приемы каждого этапа предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.
Учитывая возрастные особенности детей, их характер, речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у ребенка хороший настрой, желение заниматься с логопедом. Приоритетными задачами является: расширение запаса конкретных представлений, развитие пассивного и активного словаря, формирование обобщающих понятий, навыков понимания и употребления словоизменительных форм и словообразовательных моделей, а также умений употреблять различные типы синтаксических структур.
Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько четко организован весь процесс обучения в детском саду и дома, правильно ли распределена учебная нагрузка в течение дня, как осуществляется преемственность деятельности логопеда и воспитателя в целях реализации основных задач обучения.
Прогноз на коррекцию речевых нарушений
Раннее выявление лексико-грамматических дефектов речи и нарушений сопутствующего характера, а также своевременно начатая коррекция, оказывают положительное влияние на устранение речевых расстройств. Если работа со специалистами начата вовремя, нарушение речи может быть устранено полностью. Важно, чтобы логопедическая работа проводилась в дошкольный период. Это позволит детям быстро освоить письменную речь и другие навыки при обучении в школе.
Профилактика лексико-грамматических дефектов
Предупредить развитие лексико-грамматического нарушения речи можно, следуя нескольким важным рекомендациям. А именно:
- В период беременности важно, чтобы диагностика перинатальных патологий плода проводилась регулярно.
- Чтобы дети рождались здоровыми, не имели психических отклонений и нарушений речи, в том числе и лексико-грамматического характера, будущая мама должна правильно питаться, соблюдать режим дня и отказаться в период беременности от вредных привычек.
- Необходимо следить за тем, как развиваются дети, а также за состоянием их здоровья.
- Следует развивать память, внимание и мышление ребенка, заниматься с ним, читать ему вслух.
- Обязательно следите за речевым окружением детей: зачастую они повторяют за сверстниками, нарушая речевые конструкции.
- При обнаружении у детей речевых нарушений лексико-грамматического характера без промедлений обратитесь к логопеду.
Вы считаете, что у Вашего ребенка нарушение грамматического строя речи?
Не делайте преждевременных выводов! Поставить точный диагноз и выявить нарушение навыков речи может только логопед. Возможно, Ваш малыш, в силу возраста, еще попросту не умеет правильно строить предложения. Ну а если Вы сомневаетесь в его способностях и думаете, что причина речевых дефектов скрыта именно в грамматических нарушениях, обратитесь к специалисту. Он выявит наличие нарушения и, при необходимости, назначит адекватные методы его коррекции.
Если вы хотите получить консультацию или коррекционную помощь квалифицированного специалиста-логопеда, записывайтесь в центр «НЕАПЛ»!