Фонетико-фонематические нарушения речи – это патологические расстройства характеризуются нарушениями речи, которые возникают из-за неправильного восприятия и произношения фонем. Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей проявляется и тогда, когда у ребенка нормально развиты интеллектуальные навыки и отсутствуют проблемы с работой органов слухового аппарата. Нарушение в формировании речи проявляется в дефектах звукопроизношения: пациент заменяет, искажает, смешивает звуки. Нарушение речи может возникнуть из-за неблагоприятных факторов окружающей среды, а также причин внутреннего и внешнего характера. Фонематическое речевое нарушение – это сложная проблема, требующая особого внимания: дети, у которых есть данное расстройство, без своевременной коррекции тяжело осваивают навыки чтения и письма и плохо поддаются обучению.
Симптомы фонетико-фонематического нарушения речи
Однако, неспособность выделить определенные звуки из слова или определить их последовательность, количество, родители, как правило, не замечают в речи своих детей. А это нарушение очень важно устранить для дальнейшего освоения ребенком устной и письменной речи. Поэтому, чтобы развеять сомнения родителей и понять какое нарушение у ребенка (фонетический дефект или фонетико-фонематическое недоразвитие), необходимо проконсультироваться с логопедом.
Грамматическое построение речи и лексический запас при данном нарушении в пределах нормы.
ЗАПИСАТЬСЯ
Формы фонетико-фонематических дефектов речи
Фонетико-фонематические нарушения – это:
- Дислалия. Это нарушение речи у детей, сопровождающееся дефектами звукопроизношения. Ребенок смешивает, искажает, заменяет звуки. Расстройство проявляется и при нормальном функционировании органов слухового аппарата.
- Дизартрия или скрытая дизартрия. При таком нарушении наблюдаются следующие дефекты: нарушенное звукопроизношение, интонация, речевое дыхание.
- Ринолалия. Это нарушения голосообразования и артикуляции. Возникают они из-за дефектов работы и строения речевого аппарата. Дети, при таком нарушении, искажают звуки, произносят их в нос. Кроме того, при овладении навыками письма у пациентов также наблюдаются проблемы.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи часто проявляется в качестве возрастной особенности малыша. С течением времени расстройство исчезает. Но, чтобы исключить возможное развитие нарушения, лучше все-таки показать детей с дефектами речи логопеду.
Степени расстройства
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи обладает разной степенью выраженности, которая зависит от особенностей развития детей. В целом, логопеды выделяют три степени нарушения:
- Легкую. Такое нарушение у детей выражается в виде нарушенного произношения отдельных звуков или их групп. Иных признаков фонетико-фонематического недоразвития не проявляется.
- Среднюю. Расстройство такого типа характеризуется дефектом произношения звуков, а также тем, что дети плохо их различают и не улавливают артикуляционной и акустической разницы между разными звучаниями. Пациенты не могут анализировать звуковой состав слова и, как следствие, в построении речи у детей, а также при письме и чтении, появляются ошибки.
- Тяжелую. Нарушение распространяется у детей не только на дефекты в звукопроизношении, но и на умение отличать звуки, выстраивать слоговую структуру слова, владеть связной речью. При таких расстройствах речи детей нужно срочно показать логопеду. Если коррекция нарушения не была проведена вовремя, ребенок не овладеет полноценно навыками устной и письменной речи.
Причины фонематического недоразвития речи детей
Фонематические нарушения у детей развиваются по разным причинам, которые бывают и врожденными, и приобретенными.
К врожденным причинам нарушенной речи детей относятся:
- заболевания генетического характера;
- тяжелое течение беременности, например, сложный токсикоз, инфекционные заболевания и стрессы у беременной;
- несовместимость резус-факторов крови младенца и мамы;
- сложное протекание родов, приведшее к травмам младенца;
- асфиксия плода.
К приобретенным причинам нарушенной речи детей относятся:
- негативное влияние бытовых и социальных условий среды, в которой воспитываются дети;
- проживание в двуязычной семье;
- травмы органов речи детей;
- отсутствие развития фонематических и речевых навыков у ребенка;
- дефекты зубного ряда;
- психотравматические ситуации и стрессы;
- патологии слуха и зрения.
Чем раньше вы обратитесь за помощью,
тем благоприятнее будет прогноз коррекции.
ДИАГНОСТИКА
При данном нарушении речи нужно записаться на прием к логопеду. Нужно посетить и отоларинголога. Большое значение имеет ранняя диагностика, поскольку педагогическая и медицинская коррекция будут иметь более положительный эффект. За консультацией также можно обратиться к педиатру или психологу. |
ЛогопедДиагностика фонетико-фонематического недоразвития заключается в следующем:
|
КОРРЕКЦИЯ
Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и подготовкой к полноценному обучению грамоте. Чаще всего коррекция проводится с детьми в возрасте 5-6 лет.
Коррекция данного нарушения заключается в занятиях с логопедом и, при необходимости, с психологом, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление.
Если ребенок обучается в школе, но у него наблюдаются нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН, то с ним также занимается логопед (а не учитель начальных классов) . Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к полноценному обучению грамоте. Во время занятий по коррекции ФФН применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме.

нарушению речи относятся:
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— ринолалия.
ОЧЕНЬ ВАЖНО не спутать их и выбрать
правильные пути коррекции.

Прогноз на коррекцию нарушения
Ранняя диагностика фонематического нарушения и своевременная коррекция позволяют полностью избавиться от дефектов звукопроизношения. Заниматься с логопедом нужно в раннем возрасте малыша, до того, как он поступит в школу.
Предупредить развитие ФФН позволит:
- своевременная диагностика перинатальных патологий;
- гармоничное развитие малыша;
- регулярное посещение педиатра для своевременного выявления различных нарушений и проведения их коррекции;
- развитие внимания и правильных речевых навыков у ребенка;
- своевременное обращение к логопеду при обнаружении речевого недоразвития.
Считаете, что у Вашего ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие речи?
Не нужно ставить самостоятельные диагнозы, скорее всего, Вы не правы. Выявить дефект может только специалист, а в некоторых случаях может понадобиться помощь разных врачей, поэтому не нужно отчаиваться заранее. К тому же, нарушенное звукопроизношение может быть всего лишь возрастной особенностью малыша. Если Вы хотите удостовериться в том, что с Вашим ребенком все в порядке, обратитесь к специалисту! Он поставит или опровергнет диагноз и поможет, при необходимости, в коррекции речевых дефектов.
Специалисты центра «НЕАПЛ» всегда готовы оказать коррекционную помощь детям с речевыми нарушениями фонематического характера. Если она требуется Вашему малышу или Вам – обращайтесь! Также Вы можете записаться к нам на прием для получения консультации.