Фонетическое нарушение речи – это нарушение, в ходе которого человек неправильно произносит либо отдельные звуки, либо группы звуков – свистящих, шипящих, сонорных, звонких, заднеязычных. При этом физический слух пациента функционирует абсолютно нормально. При нарушениях речи звуки произносятся с искажением и неточно. Наиболее часто нарушено произношение следующих звуков: с, з, ц, ш, ч, щ, ж, л, р, к, г, х, в, з, б, ж, д, г, н и пр. Такие дефекты речи у детей могут выражаться по-разному: некоторые из них не могут произносить только одну группу звуков. Данное нарушение речи называется мономорфным. Если у детей нарушено произношение сразу двух или более групп, расстройство носит название полиморфного (сложного). Дети с дефектами фонетической стороны речи испытывают различные затруднения: они плохо читают, часто допускают грубые ошибки в письме. Именно поэтому успеваемость ребенка, сначала в детском саду, а затем и в школе, находится на низком уровне. Особенно важно, чтобы коррекция фонетических нарушений у детей была начата своевременно – это избавит их от различных проблем в будущем.

Симптомы фонетического нарушения речи

Родители первыми замечают, что ребенок неправильно произносит звуки, искажает, пропускает их, заменяет на другие, переставляет местами.

Важно знать, что в определенном возрасте (принято считать, что это 5 лет) данные проявления в речи являются элементов возрастной нормы, однако, чтобы развеять сомнения родителей, необходимо проконсультироваться с логопедом.
1
затруднено или не сформировано произношение определенных звуков
2
искаженное произношение звуков в словах
3
употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком
4
плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах

ЗАПИСАТЬСЯ

Специалисты

Процедуры

Для коррекции фонетических нарушений у детей применяются различные процедуры:

  1. Развитие моторики рук. Степень сформированности движений пальцами непосредственно влияет на человеческую речь, которая является результатом согласованной деятельности разных отделов головного мозга. Если моторика рук развита в достаточной степени, то и речь, и звукопроизношение детей соответствуют возрасту. Именно поэтому занятия на развитие моторики – пальчиковые игры, гимнастика для пальчиков, специальные упражнения – должны проводиться в обязательном порядке.
  2. Артикуляционная гимнастика. Коррекция фонетических нарушений у детей подразумевает обязательное укрепление мышц артикуляционного аппарата. В ходе занятий развивается подвижность губ, языка, мягкого неба.

Прогноз на коррекцию нарушений фонетической стороны речи

При условии вовремя начатой коррекции дефектов фонетического характера, прогноз вполне благоприятный. Если родители заметили, что речь детей нарушена, и сразу обратились к логопеду, вероятность того, что все недостатки будут устранены – высока.

Виды нарушений фонетической стороны речи

  1. Дислалия. Характеризуется отсутствием, смешением, заменами или искажением звуков. Возникает у детей с нормальным слухом.
  2. Дизартрия, в том числе и стертой формы. Расстройство произносительной стороны речи. Нарушение звукопроизношения, интонации, речевого дыхания.
  3. Нарушения голоса. Разнообразные расстройства головой функции, которые возникают вследствие патологического состояния голосообразующих органов. Голос, при этом, обладает недостаточной высотой и силой, тембр его искажен, в горле появляется боль и першение.
  4. Ринолалия. Это расстройство голосообразования и артикуляции, которое возникает вследствие дефектов строения и работы речевого аппарата. Звуки при таком нарушении речи сильно искажены, согласные и гласные произносятся в нос, также нарушено письмо, недоразвита лексико-грамматическая сторона речи.
  5. Фонетические нарушения могут являться и возрастной особенностью. Зачастую такие нарушения проявляются у детей младшего возраста. Практически каждый из них не умеет произносить звуки правильно, но с возрастом данная особенность сходит на нет. Помощь логопеда требуется лишь в определенных случаях.

Причины нарушений речи

Фонетические нарушения у взрослого и ребенка возникают по разным причинам, среди которых:

  • Недостаточно сформированная или нарушенная артикуляционная моторика. Нарушения могут вызвать парезы лицевого, тройничного или подъязычного нервов.
  • Нейродинамические расстройства различного характера.
  • Воздействие негативных факторов в период развития ребенка в утробе матери, а также в родовой период и в раннем возрасте. Это может быть тяжелое течение беременности, родовые травмы, нейроинфекции, которыми малыш переболел в раннем детстве.
  • Чрезмерное сюсюканье с малышом, подражание ребенка сверстникам, говорящим с нарушениями речи.
  • Педагогическая запущенность, недостаточное внимание правильному развитию речи детей.
  • Проблемы со слухом, неумение ребенка владеть языком.
  • Проживание в двуязычной семье.
  • Прогноз на коррекцию нарушений фонетической стороны речи

    Чтобы у детей не развились дефекты фонетической стороны речи, необходимо:

    • регулярно с ними заниматься;
    • в первые месяцы жизни малыша – делать массаж пальчиков, постоянно с ним разговаривать;
    • по мере того, как ребенок начнет взрослеть, включать в его досуг развивающие игры, соответствующие возрасту, а также чтение книг;
    • регулярно посещать педиатра с целью выявления различных отклонений, в том числе и нарушений фонетической стороны речи;
    • если вы заметили, что у ребенка речь нарушена, лучше показать его логопеду, во избежание последующего развития речевого расстройства.

    Чем раньше вы обратитесь за помощью,

    тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

    Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

    ДИАГНОСТИКА

    Логопед

    Чаще всего нарушаются:

    • свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
    • шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
    • сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
    • заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

    К фонетическому нарушению речи относятся:

    • дислалия,
    • дизартрия или стертая дизартрия,
    • нарушения голоса,
    • ринолалия.

    КОРРЕКЦИЯ

    Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:

    • развивать артикуляционный аппарат;
    • ставить правильную артикуляцию нарушенного звука,
    • отрабатывать правильную подачу воздушного потока,
    • развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие;
    • развивать общую и мелкую моторику;
    • формировать навыки дифференциации звуков;
    • развивать мышление, образную и оперативную память, слуховое и зрительное внимание, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания;
    • развивать эмоционально-волевую сферу;

    Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность. Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и не речевые звуки. Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия. Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в трудно поправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка наиболее податлива для исправления.

    Вы предполагаете, что у вашего малыша дефект фонетической стороны речи?

    Давайте признаем, что вы не специалист в области диагностики нарушений фонетической стороны речевых процессов, поэтому не нужно ставить диагноз самостоятельно. Оптимальный вариант, в данном случае, обратиться к логопеду, который либо прекратит, либо подтвердит ваши сомнения. Если у малыша действительно есть фонетическое нарушение, специалисты выявят это и назначат грамотную коррекцию. Кроме того, они точно определят вид расстройства при его наличии.

    Если вы заинтересованы в помощи профессиональных логопедов или просто хотите получить консультацию, записывайтесь в центр «НЕАПЛ»!

    ОБРАТИТЕСЬ К НАШИМ ПРОФЕССИОНАЛАМ

    Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время