Дизартрия – это расстройство, которое проявляется в виде нарушения функции речи, в частности, произношения слов. Патология может возникнуть вследствие поражения центрального отдела речевого и двигательного анализаторов, а также из-за нарушенного снабжения мышц артикуляционного аппарата нервами. Во время дизартрии нарушается речевая моторика, звукопроизношение, система голоса и речевого дыхания. К самой тяжелой степени проявления дизартрии относится анартрия.
Дизартрия у детей выявляется с помощью различных методов исследования и после осмотра логопеда. Речь ребенка корректируется посредством комплекса лечебных процедур, занятий с логопедом и прочих мероприятий. Дизартрия у ребенка является наиболее сложным нарушением в области логопедии. При выявлении симптомов расстройства лечение дизартрии должно начинаться незамедлительно. Главные признаки патологии – невнятная и нечленораздельная речь. Ранее проявления дизартрии были единичны, но в последнее время случаи возникновения заболевания в логопедической практике участились. Ежегодно пациентов с таким расстройством становится все больше. Лечение признаков патологии выполняется не только логопедом, но и другими специалистами, например, неврологом, так как дизартрия у ребенка обуславливается влиянием и внешних, и внутренних факторов. Для лечения применяются разнообразные процедуры: массажи, физиотерапия, лечебные ванны и пр. Дизартрия речи может стать причиной нарушенной трудовой и социальной адаптации.
Симптомы дизартрии
Если Вы заметили у своего ребенка хотя бы одно из перечисленных далее симптомов, обратитесь к нашему специалисту за помощью.
ЗАПИСАТЬСЯ
Формы дизартрии
Формы дизартрии достаточно разнообразны. Патологическое расстройство проявляется в виде различных признаков, поэтому имеет определенную классификацию. С точки зрения локализации нарушений выделяют следующие формы патологии:
- Бульбарная. Данная форма возникает из-за поражения ядер в черепно-мозговых нервах, например, тройничном.
- Псведобульбарная. Эту форму расстройства вызывают поражения корково-ядерных проводящих путей.
- Подкорковая. Вызывают поражения путей, находящихся под корой головного мозга.
- Мозжечковая. Возникает на фоне поражений мозжечка.
- Корковая. Вызывается поражениями коры головного мозга.
Степени развития дизартрии
Характеристика различных форм патологии дается и с точки зрения логопедии. В данном случае, заболевание классифицируется по степеням тяжести. В частности:
- Первая степень тяжести. При такой степени дизартрии нарушения стерты, они могут распознаваться только после специфической логопедической диагностики.
- Вторая степень тяжести. Характеристику данной формы можно выразить наличием минимальных речевых нарушений у пациента: речь более менее понятна окружающим и членораздельна.
- Расстройства третьей степени тяжести. При дизартрии степени III речь человека достаточно затруднена. Понять его могут только близкие люди. Незнакомое окружение – лишь в редких случаях.
- 4 стадия. При 4 степени заболевания человек либо не может говорить вовсе, либо разобрать то, что он произносит, не представляется возможным. При такой степени дизартрии обычно ставят диагноз «анартрия».
Определение степени расстройства выполняется после тщательной диагностики и консультации у логопеда и иных специалистов.
Чем раньше вы обратитесь за помощью,
тем благоприятнее будет прогноз коррекции.
ДИАГНОСТИКА
Обследует детей с дизартрией детский невролог и логопед. |
ЛогопедЛогопед при диагностике оценивает неречевые и речевые дефекты: изучает строение артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мускулатуры, дыхание. Особое внимание специалист уделяет особенностям протекания беременности и родов мамы ребенка, раннего развития, перенесенных травм головы и нейроинфекций. При изучении устной речи логопед анализирует звукопроизношение, темп, ритм, просодику, разборчивость речи, синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематический слух, развитость лексико-грамматического строя речи. НеврологДля врача важны данные таких исследований как электроэнцефалография, электромиография, электронейрография, МРТ головного мозга и др. |
КОРРЕКЦИЯ
Работа с логопедом должна быть регулярной, а также сочетаться с лекарственной терапией, назначенной неврологом. На занятиях со специалистом по коррекции дизартрии уделяется внимание развитию мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), проводится логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика, ортофонические упражнения; коррекция звукопроизношения. |
Прогноз на лечение проявлений дизартрии
Дизартрия речи полностью устраняется в том случае, если ее коррекция начата на ранней стадии проявления расстройства. На успешность мероприятия большое влияние оказывает окружение человека, усилия, которые он прилагает во время лечения. Признаки дизартрии легко устраняются при первой степени тяжести нарушения. У детей практически всегда удается нормализовать речь полностью. Они, после коррекции, учатся в обычных школах и легко находят общий язык с окружающими.
Характеристика тяжелых форм нарушения показывает, что добиться результатов при их лечении гораздо сложнее. Корректируется только речевая функция, детям или взрослым назначается широкий комплекс лечебных мероприятий. Кроме того, пациент должен пройти курс социальной адаптации в специализированных учреждениях. Детям нужно посещать логопедов, специализированные школы и детские сады. Взрослым может понадобиться лечение в психоневрологических диспансерах.

дизартрию с другими
речевыми нарушениями
со схожими симптомами
(моторной алалией и афазией,
а также дислалией).
ОЧЕНЬ ВАЖНО не спутать их и выбрать
правильные пути коррекции.

Причины дизартрии
Причины возникновения дизартрии могут быть логопедическими, неврологическими, психиатрическими. Зачастую дизартрия речи у ребенка возникает на фоне:
- ДЦП, являясь следствием поражения ЦНС;
- нарушенного развития ребенка в утробе матери – при гипоксии плода, конфликте резус-факторов;
- травм при родах;
- осложненного течения беременности, а также при наличии соматических заболеваний у будущей мамы;
- травм и ядерной желтухи в раннем возрасте у детей;
- недоношенности;
- нейроинфекций – энцефалита или менингита;
- гнойного отита, гидроцефалии;
- черепно-мозговых травм и интоксикации.
Признаки возникновения дизартрии могут появиться не только у детей, но и у взрослых. У взрослых пациентов причинами, вызывающими заболевание, являются:
- черепно-мозговые травмы;
- инсульт;
- нейрохирургические оперативные вмешательства;
- опухолевые новообразования в головном мозге;
- рассеянный склероз;
- болезнь Паркинсона и пр.
Профилактика
Особенности профилактики данного расстройства состоят в том, что проводиться она должна с перинатального периода и первых дней жизни младенца. Важно:
- исключить причины, вызывающие расстройство: токсические воздействия, травмы черепа, нейроинфекции;
- заниматься с детьми, начиная с раннего возраста, всесторонне, но без чрезмерной нагрузки, развивать их;
- организовать правильный режим дня и полноценный рацион, а также физическую активность дошкольников.
Вы предполагаете, что у Вашего ребенка дизартрия?
Не ставьте диагноз самостоятельно! Выявление и характеристика форм дизартрии, а также назначение коррекции, выполняются только специалистом! Если у Вас есть сомнения, посетите врача-невролога, который поставит правильный диагноз и выявит причины нарушения. Помощь в коррекции речевых дефектов вам также всегда окажут специалисты центра «НЕАПЛ». Обратитесь к нам и получите квалифицированные услуги логопедов, психологов и нейропсихологов!