Дислексия проявляется в виде трудностей при процессе освоения навыков письма и чтения. При этом общие способности к обучению сохраняются. Признаки дислексии чаще всего проявляются у младших школьников. Примерно 5-8% детей младшего школьного возраста имеют данное нарушение, выраженное в той или иной степени. Наиболее часто симптомы дислексии проявляются у мальчиков. Дети с такими нарушениями сложно обучаются, испытывают проблемы при чтении. Симптомы расстройства возникают на фоне сбоя определенных функций головного мозга и не являются следствием заболеваний органов зрения или слуха. Кроме того, нарушение не имеет никакой связи со слабоумием. Чем раньше будет проведена диагностика дислексии и начата ее коррекция, тем больше шансов на успех.

Симптомы дислексии

Говорить о таком нарушении как дислексия можно не раньше, чем во 2-3 классе начальной школы. Главным ее проявлением является  повторяемость типичных ошибок при чтении (замены и смешения звуков, чтение по буквам, нарушение слоговой структуры слова, несогласованность слов в роде, числе, падеже, времени, непонимание смысла прочитанного).
Различают несколько видов дислексии.
1
Фонематическая дислексия. Ребенок при чтении путает похожие звуки (например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). В данном случае, как правило, отмечается чтение по буквам, а также ребенок пропускает и/или переставляет буквы и слоги.

2
Семантическая дислексия. Ребенок хорошо читает, но не понимает частично или полностью того, что он прочитал. Это возникает из-за того, что ребенок не охватывает общую картину смыслового содержания.

3
Аграмматическая дислексия, связана с ошибками в окончаниях слов при согласовании их в роде, числе, падеже в самом предложении. Например, прилагательных и существительных, существительных и глаголов: "злой собака", "интересная рассказ", "много стулов" и т.п.

4
Оптическая дислексия. Наши буквы состоят из овалов, кружков, палочек и крючков. Ошибки при данном виде дисграфии в том, что дети путают схожие по написанию буквы. Например :о-а, и-у, б-д.

5
Мнестическая дислексия. При этом нарушении ребенок не может понять разницу и связь между звуком и буквой. Не закрепилось понимание, какая буква при чтении какой звук обозначает.

ЗАПИСАТЬСЯ

Специалисты

  • Логопед
  • Нейропсихолог
  • Офтальмолог
  • Отоларинголог
  • Невролог
  • Психоневролог

Формы дислексии

Виды дислексии различают, исходя из главных проявлений заболевания. В зависимости от специфики нарушений, патология бывает:

  1. Семантическая. Характеризуется нарушенным восприятием слогов, неумением разбирать словосочетания в речи, скудным лексическим запасом.
  2. Аграмматическая. При такой форме дислексии, лечение которой выполняется в зависимости от выраженности нарушений, у ребенка не развиты лингвистические и функциональные обобщения, отсутствуют навыки в составлении предложений.
  3. Фонематическая. Пациент не может проводить анализ и синтез звуков речи.
  4. Мнестическая. В этом случае ребенок не может сопоставлять буквы и звуки и имеет дефекты речевой памяти.
  5. Тактильная. Возникает у людей с заболеваниями органов зрения, проявляется в нарушенном тактильном восприятии.
  6. Оптическая. При таком нарушении у человека не сформированы зрительно-пространственные представления.

Причины

К дислексии могут привести различные причины. Среди них:

  1. Нейробиологические факторы. Согласно мнению ученых, которые проводили различные эксперименты для выявления причин данного расстройства, признаки патологии развиваются у людей, у которых мозговые извилины недостаточно активны или имеются нарушения в структуре мозговой ткани с левой стороны.
  2. Наследственные факторы. Разные формы заболевания возникают вследствие генетической предрасположенности, а именно, при изменении гена DCDC 6-й хромосомы. Из-за этого некоторые части головного мозга менее развиты.
  3. Недостаточное развитие детей в раннем возрасте. Из-за этого между нервными клетками мозга, ответственными за формирование речи, возникает слабая связь.
  4. Различные травмы головы.

Чем раньше вы обратитесь за помощью,

тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

ДИАГНОСТИКА

Для получения лучшего результата от коррекции и начала комплексной работы по преодолению дислексии логопед может рекомендовать дополнить полученную информацию сведениями медицинской диагностики: консультацией детского невролога с выполнением определенных исследований функций мозга; консультацию детского офтальмолога и отоларинголога.

Логопед

На начальном этапе диагностики логопед анализирует особенности протекания беременности и родов мамы, развития ребенка в раннем возрасте,перенесенные им заболевания, травмы, уточнит как формировалась речь ребенка, проверит состояние артикуляционного аппарата, мелкой и крупной моторики, поинтересуется успеваемостью ученика в школе по русскому языку и чтению.

Далее специалист дает оценку состоянию звукопроизношения, фонематического слуха, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи. Диагностируется также и письменная речь: списывание текста, диктант, самостоятельное письмо. Во время анализа чтения обращается внимание на темп, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки. Особенную важность составляет выявление уровня развития и работы зрительного и слухового анализатора; развитости ориентации в пространстве.

КОРРЕКЦИЯ

Формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза является основным направлением коррекции нарушений оптической дислексии. Как правило, отдельный вид дислексии встречается крайне редко. На практике коррекция ведется над смешанной формой дислексии, при которой наблюдаются элементы разных видов вместе. При сложный фомах дислексии рекомендована комплексная помощь специалистов логопеда, нейропсихолога, а также медикоментозная терапия, назначенная врачом.

Логопедические занятия по преодолению дислексии направлены на коррекцию всех нарушений устной речи и развитию внимания, мышления и памяти.

При фонематической дислексии коррекционная работа направлена на устранение дефектов звукопроизношения, развитию фонематического слуха, анализа и синтеза. Семантическая дислексия требует особого внимания к развитию слогового синтеза, к уточнению и обогащению словаря, усвоению ребенком грамматических форм языка. В случае аграмматической дислексии важно формировать понимание и усвоение систем словоизменения. Коррекция и развитие зрительноречевой и слухоречевой памяти требуется при работе над мнестической дислексией.

Прогноз на лечение

В основном, прогноз на лечение дислексии положительный. Если диагностика проведена своевременно, и коррекция начата на ранней стадии, вполне можно добиться значительных успехов и устранить симптомы расстройства.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие любой формы патологии, необходимо следовать нескольким рекомендациям:

  • тщательно следите за здоровьем во время беременности;
  • важно, чтобы в период вынашивания малыша выполнялась профилактика осложнений;
  • в первые месяцы жизни младенца необходимо предупреждать симптомы развития инфекционных заболеваний;
  • важно вовремя распознать и начать терапию церебральной патологии;
  • ребенка нужно ознакомить с основами чтения уже в 5-7 лет, также важно читать ему книги на ночь, организовывать совместное чтение;
  • при приобретении новых навыков ребенком, поощряйте его;
  • используйте развивающие игры для развития речи.

ОБРАТИТЕСЬ К НАШИМ ПРОФЕССИОНАЛАМ

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время