Дисграфия – это неполное расстройство письма, которое проявляется из-за распада отвечающих за контроль над письменной речью психических функций, а также их недостаточного развития. При дисграфии человек совершает устойчивые, постоянно повторяющиеся письменные ошибки. Без специального обучения скорректировать их невозможно. Диагностируется дисграфия после исследования и анализа письменных работ, навыков устной и письменной речи. Основная цель специалистов – устранить нарушения произношения звуков, лексические и грамматические нарушения, нарушения фонематических процессов, неречевых функций. Случается, что дисграфию путают с араграфией. Данные нарушения похожи между собой, но есть у них и различия. Так, при дисграфии письменная речь сохраняется, хоть и с нарушениями, тогда как при араграфии дети или взрослые не могут овладеть письмом и полностью утрачивают данный навык.

Симптомы дисграфии

Об особенностях письма детей, указывающих на дисграфию, можно говорить не раньше 2-го класса начальной школы. Они не связаны с тем, что ребенок не выучил и не применил правила, о которых говорила учительница и которые записаны в учебнике русского языка. Это стойкие, регулярно повторяющиеся ошибки на письме.

В зависимости от специфики ошибок выделяют дисграфию
  • оптическую,
  • акустическую,
  • на почве нарушения языкового анализа и синтеза,
  • аграмматическую,
  • артикуляторно-акустическую.
1
зеркальное написание букв (буква "смотрит" не в ту сторону)
2
замена и/или смешение похожих по написанию букв (и-ш, м-л, т-п)
3
замена и/или сменение букв, обозначающих похожих по произнесению звуков (з-с, б-п, д-т)
4
пропуски, перестановки, добавление букв и слогов
5
слитностное и раздельное написания слов (например, моясобака, вело сипед)
6
неверные словоизменения и согласования слов (много гнездов, мой мама)
7
ребенок пишет медленно, почерк невозможно разобрать при чтении
8
нарушение высоты и наклона букв, буквы "соскальзывают" со строки или "подпрыгивают", замены прописных букв строчными и наоборот

ЗАПИСАТЬСЯ

Специалисты

Формы дисграфии

Виды дисграфии различают, исходя из нарушений, проявляющихся в определенной письменной операции. Существуют следующие формы заболевания:

  1. Артикулярно-акустическая. Проявляется в виде нарушенной артикуляции, нарушенного произношения звуков и фонематических процессов.
  2. Акустическая. Нарушается фонемное распознавание.
  3. Нарушение, развившееся в результате недоразвития языкового синтеза и анализа.
  4. Аграмматическая. Выражается в несформированности лексического и грамматического аспекта речи.
  5. Оптическая. При такой дисграфии у взрослых и детей не сформированы зрительно-пространственные представления.

Чаще в практической работе логопедов встречаются смешанные виды заболевания. В современной классификации присутствуют:

  1. Специфический вид нарушений письменной речи: дисфонологические, метаязыковые дисграфии; морфологические и синтаксические дизорфографии.
  2. Неспецифический вид нарушений письменной речи, возникший вследствие педагогической запущенности, УО, замедленного психического развития и пр.

Причины дисграфии

Причины развития дисграфии отличаются. Так, дисграфия у детей возникает вследствие:

  • нарушенного формирования головного мозга во время внутриутробного развития;
  • поражения головного мозга в утробе матери;
  • травмы при родах или асфиксии новорожденного;
  • менингита или энцефалита;
  • сложных инфекционных и соматических патологий.

Также такое нарушение письменной речи, как дисграфия, может возникнуть у детей по причине:

  • педагогической запущенности;
  • проживания в семье, где говорят на двух языках;
  • недостатка общения;
  • раннего обучения ребенка письму;
  • генетического фактора;
  • функциональных нарушений слухового и зрительного аппаратов.

У взрослых нарушения возникают после:

  • инсультов;
  • нейрохирургического оперативного вмешательства;
  • опухолевых новообразований головного мозга;
  • черепно-мозговых травм.

Вам поставили неутешительный диагноз – что делать?

Не отчаивайтесь! Обратитесь в центр «НЕАПЛ». Наши специалисты окажут качественную помощь в коррекции заболевания. У нас будет проведена диагностика дисграфии и определены этапы ее преодоления. Мы обязательно поможем Вам в решении проблемы!

Знаменитости, страдавшие от дисграфии

Различные виды и формы дисграфии были и у знаменитостей:

  1. Ганс Христиан Андерсен, автор знаменитых сказок. Его рукописи постоянно возвращали, по причине того, что редакторы не могли дочитать до конца тексты, в которых присутствовало огромное количество ошибок.
  2. Агата Кристи, «королева» детективного жанра. Она не могла научиться писать в течение долгого времени. По этой причине родители перевели ее на домашнее обучение. Несмотря на это, Кристи добилась огромных успехов на литературном поприще.
  3. Голливудские актеры Киану Ривз, Том Круз и Мерилин Монро также страдали подобными отклонениями.

Чем раньше вы обратитесь за помощью,

тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

КОРРЕКЦИЯ

Логопедическая коррекция дисграфии осуществляется с учетом выявленного ее вида.

Работа включает в себя

Преодоление нарушений в развитии внимания, мышления и памяти,

  • устранение дефектов звукопроизношения, развитию фонематического слуха, анализа и синтеза
  • пополнение словаря, усвоение грамматических форм языка
  • формирование понимания и усвоения систем словоизменения
  • коррекция и развитие зрительноречевой и слухоречевой памяти
  • формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза
  • развитие связной речи

Полученные навыки отрабатываются с помощью письменных упражнений. Как правило, отдельный вид дисграфии встречается крайне редко. На практике коррекция ведется над смешанной формой, при которой наблюдаются элементы разных видов вместе.

При сложный формах дислексии рекомендована комплексная помощь специалистов логопеда, нейропсихолога, а также медикоментозная терапия, назначенная врачом.

ДИАГНОСТИКА

Логопедическая коррекция дисграфии осуществляется с учетом выявленного ее вида.

Логопед

Преодоление нарушений в развитии внимания, мышления и памяти,

На начальном этапе диагностики логопед анализирует особенности протекания беременности и родов мамы, развития ребенка в раннем возрасте, перенесенные им заболевания, травмы, уточнит как формировалась речь ребенка, проверит состояние артикуляционного аппарата, мелкой и крупной моторики, поинтересуется успеваемостью ученика в школе по русскому языку и чтению.

Далее специалист дает оценку состоянию звукопроизношения, фонематического слуха, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи. Далее диагностируется письмо: списывание текста, диктант, самостоятельное письмо. Особенную важность составляет выявление уровня развития и работы зрительного и слухового анализатора; развитости ориентации в пространстве.

По результатам проведенного обследования опытный логопед определит, что у ребенка, дисграфия или он просто не выучил и не применяет правила правописания, и укажет на вид имеющейся дисграфии. От выявленного вида нарушения зависит и выбор дальнейших приемов коррекции. Для получения лучшего результата от коррекции и начать комплексную работу по преодолению дисграфии логопед может рекомендовать дополнить полученную информацию сведениями медицинской диагностикой: консультацией детского невролога с выполнением определенных исследования функций мозга; консультацию детского офтальмолога и отоларинголога.

Механизм дисграфии у детей и взрослых

Письмо – это сложнейший процесс, который реализуется за счет работы речеслухового, зрительного, артикулярного, речедвигательного анализаторов. Чтобы овладеть письменными навыками, следует обладать высоким уровнем сформированности устной речи.

Дети с дисграфией обычно страдают заболеванием из-за недоразвития процесса латерализации функций головного мозга, в частности, несформированного доминантного большого полушария, управляющего речевыми навыками. Данные процессы должны полностью развиться к началу обучения в школе. Если у ребенка задержка латерализации или присутствует скрытое левшество, контроль над процессом овладения письма нарушается. Также при дисграфии дети имеют несформированную память, восприятие, мышление, зрительный анализ и пр.

Механизм развития патологии у взрослых имеет схожую подоплеку. Нарушенные операции письменной речи: внутреннего программирования и замысла, разделения предложений на отдельные слова, моторной реализации функции письма и пр. вызывают дисграфию.

Прогноз на лечение дисграфии

«Лечение» дисграфии требует слаженных совместных действий педагога, логопеда, невролога, а также самого пациента. Грамотное лечение и продолжительная коррекция обязательно помогут в устранении нарушений письменной речи. Самостоятельно, например, при обучении в школе, данные дефекты не исчезнут.

В период лечения и коррекции заболевания адекватно оценить успеваемость школьника по русскому языку достаточно сложно. Если диагностика подтвердила наличие нарушения и на данный момент с ребенком проводится коррекционная работа, проверка его знаний должна выполняться учителем и логопедом совместно. Специфические дисграфические ошибки при оценивании не учитываются.

Профилактика

Любые виды и формы дисграфии можно предупредить, выполняя:

  • развитие высших психических функций, способствующее качественному овладению письменными навыками;
  • своевременную коррекцию нарушений устной речи;
  • грамотную и своевременную коррекцию общего недоразвития речи и фонетико-фонематических нарушений.

Вы думаете, что у Вашего ребенка дисграфия?

Не нужно ставить диагнозы самостоятельно! Диагностика дисграфии – задача логопеда. Он выявит нарушения у ребенка и порекомендует пути решения, которые помогут их скорректировать. Обратитесь в центр «НЕАПЛ»: наши специалисты всегда помогут с коррекцией нарушений, если диагноз подтвердится.

ОБРАТИТЕСЬ К НАШИМ ПРОФЕССИОНАЛАМ

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время