Общее понятие
Задержка психического развития у детей – это отставание темпов психического развития детей, а также незрелость эмоциональной и волевой сферы. Своевременная коррекция задержки психического развития помогает преодолеть данные нарушения. Характерные симптомы задержки развития – несформированная моторика, внимание, речь, логика, отсутствие самоконтроля, примитивные и неустойчивые эмоции, низкая успеваемость. Диагностика и коррекция задержки психического развития осуществляются не только врачами, но и специалистами с психологическим и педагогическим образованием. Дети с задержкой развития нуждаются в специальном обучении и сопровождении специалистов. Количество человек с ЗПР среди детей достигает 15-16%. Задержку психического развития в основном относят к психолого-педагогической категории, но также она может являться следствием органических поражений. Именно поэтому причины задержки развития также выявляют детские невропатологи и педиатры. Обычно данный диагноз устанавливают детям дошкольного возраста (4-5 лет) или младшим школьникам.
Симптомы задержки психического развития
Восприятие у ребенка фрагментарно, замедленно, неточно. Ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала должно сочетаться с наглядной опорой.
Более сохранно нагляднодейственное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого.
Особенность речи отмечается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).
Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом.
Игровая деятельность отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
ЗАПИСАТЬСЯ
Формы ЗПР
Задержка психического развития у детей, симптомы которой неоднородны, классифицируется на несколько основных групп. Среди них:
- Задержка психического развития детей конституционального генеза. Основная причина формирования – замедленное развитие центральной нервной системы. У детей с такой формой нарушения присутствует инфантилизм, страдает эмоциональное и физическое развитие. Они выглядят гораздо младше сверстников, имеют недостаточный объем памяти, мышления и внимания.
- Задержка развития соматогенного генеза. Формируется из-за продолжительных соматических патологий у детей в раннем возрасте. В связи с этим они медленно развиваются, а в их анамнезе присутствуют такие заболевания, как почечная недостаточность, пневмонии, бронхиальная астма. Особенности задержки психического развития данного типа заключаются в плохой работоспособности ребенка, уменьшенном объеме памяти, отсутствии внимания, проявлениях гиперактивности или, наоборот, заторможенности.
- Задержка психического развития детей психогенного генеза. Возникает вследствие неблагоприятных социальных условий, в которых ребенок проживает. Например, из-за жестокого обращения, излишней самостоятельности или, наоборот, гиперопеки. У детей с такой формой задержки развития отсутствует целеустремленность, инициативность. Они неустойчивы в психическом плане, импульсивны.
- Задержка психического развития детей церебрально-органического генеза. Наиболее часто встречающаяся форма заболевания. Причины задержки психического развития в этом случае обычно связаны с первичным негрубым поражением головного мозга. Главная особенность – психические отклонения в разнообразных сферах, например, отсутствие эмоциональности, тяги к знаниям, сильная внушаемость, скудное воображение, гиперактивность и прочее.
Причины возникновения ЗПР
Причины задержки развития условно классифицируются на две основных группы: биологические и социально-психологические факторы.
К биологическим причинам относятся:
- тяжелый токсикоз будущей матери, гипоксия эмбриона, несовместимость резус-факторов родителей, попадание инфекции в плод в период внутриутробного развития, преждевременные роды, фетальный алкогольный синдром;
- различные соматические патологии: грипп, рахит, нейроинфекции;
- эпилепсия;
- различные черепно-мозговые травмы.
Также задержку психического формирования может вызывать генетический фактор. Случается, что ЗПР передается в семье из поколения в поколение.
Социальные причины развития задержки – это:
- безнадзорность или гиперопека;
- отсутствие внимания со стороны родителей, сверстников или педагогов;
- недостаток общения с окружающими;
- неблагоприятные условия проживания в семье.
Помимо этого, задержку развития вызывают нарушения зрения и слуха, речевые дефекты.
Осложнения и последствия
Осложнения и последствия задержки психического развития довольно серьезны. Особенность этой патологии состоит в том, что она может вызвать нарушения развития речи ребенка, что, в свою очередь, приведет к дисграфии или дислексии. Если диагностика и коррекция данных состояний не будет проводиться, ребенок не сможет нормально обучаться в школе. Уровень его успеваемости станет критично низким. Кроме того, детям с задержкой психического развития крайне сложно научиться вести себя в обществе. Это приводит не только к замкнутости, но и зачастую к проявлениям агрессии у ребенка.
Также к осложнениям психического развития у детей относятся:
- нарушение элементарных навыков;
- развитие тяжелых психических расстройств;
- сложности в общении с окружающими;
- развитие сопутствующих заболеваний.
Прогноз лечения
Нарушение темпа психического развития у маленьких детей может корректироваться. Своевременная и грамотная коррекция психического развития помогает добиться положительной динамики и устранить симптомы нарушений. Задача педагогов – помочь детям в усвоении знаний, в развитии навыков и умений, которые обычный ребенок осваивает самостоятельно. При условии правильной коррекции особенностей психического развития детей симптомы нарушений исчезают. После окончания школы девушки и юноши, у которых были проблемы психического развития, поступают в ПТУ, колледжи и даже высшие учебные заведения.
Чем раньше вы обратитесь за помощью,
тем благоприятнее будет прогноз коррекции.
ДИАГНОСТИКА
Задержка психического развития может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др.
Нейропсихолог
При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.
ПМКП
На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.
Невролог
С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенка и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.
КОРРЕКЦИЯ
Работа по коррекции ЗПР требует активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Работа должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
В обучении детей с ЗПР важно дозировать учебный материал, включать опору на наглядность, многократное повторение, частую смену видов деятельности, использовать здоровьесберегающие технологии.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий.
Медицинская помощь включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.
Профилактика ЗПР
Можно ли предотвратить формирование отклонений психического развития детей? Конечно, да, если следовать простым правилам. Среди них:
- создание благоприятных условий для течения беременности и прохождения родов;
- постоянный мониторинг состояния здоровья ребенка с первых дней его жизни, прохождение регулярных обследований у медицинских специалистов;
- создание благоприятных условий для проживания малыша, отсутствие конфликтов в семье;
- своевременное лечение детей, у которых возникли симптомы любого рода заболеваний;
- развитие ребенка с самого раннего возраста;
- постоянное общение и взаимодействие с ребенком, развитие его способностей и особенностей, формирование требуемых навыков.
Профилактика задержки развития психических навыков, главным образом, заключается в постоянном контакте мамы и младенца. Не бойтесь проявлять свою любовь – объятия и поцелуи действуют на малыша успокаивающе, они помогают ему научиться правильно воспринимать окружающий мир, не бояться новой обстановки.
Не проявляйте безразличие или гиперопеку, которые тормозят развитие личности. Ребенок не будет развиваться, если вы относитесь к нему, как к маленькому, даже если он уже школьник. В свою очередь, равнодушие отберет у него стимул развиваться и чему-либо учиться. Поэтому важно найти золотую середину.
Если у ребенка все-таки обнаружены отклонения психического развития, не нужно отчаиваться. Сегодня для детей с такими особенностями существуют специальные школы. Они работают по коррекционно-развивающей модели и успешно обучают ребят с отклонениями психического развития. Дети с таким диагнозом могут обучаться в общеобразовательных школах по индивидуальным программам.
Крайне важно вовремя обнаружить отклонения психического развития у малыша. Если вы не будете отрицать проблему и своевременно обратитесь к специалистам, вполне возможно, что они смогут полностью скорректировать эмоциональные и когнитивные особенности ребенка. Своевременная коррекция позволит исключить будущие психологические травмы, которые так или иначе возникнут после того, как ребенок осознает свою несостоятельность и беспомощность.
Ребенку с ЗПР будет необходима профессиональная помощь логопедов и психологов. Специалисты центра НЕАПЛ всегда готовы помочь маленьким пациентам в коррекции нарушений. Обращайтесь!