Общее понятие
Педагогическая запущенность – это нарушенное развитие ребенка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения. Запущенность у школьников и дошкольников проявляется в виде поведенческих отклонений, плохой учебы, отсутствия понимания нравственных ценностей. У ребенка отсутствуют интеллектуальные способности, он инфантилен, эмоционально неуравновешен, с трудом социализируется и совершает аморальные поступки. Запущенность школьников и дошкольников диагностируется специальными психологическими методиками. Дети проходят различные тесты, отвечают на вопросы анкет. Если причины педагогической запущенности не связаны с различными патологиями, нарушение корректируют педагоги и психологи. В целом, запущенность у школьников и дошкольников рассматривается как поведенческое расстройство. Статистические данные разнятся: ежегодно количество детей, у которых есть признаки педагогической запущенности, изменяется. Наиболее распространен данный вид нарушений среди мальчиков.
Симптомы
Диагностику проблемы может осложнять то, что внешние проявления могут быть не постоянными, а эпизодическими. Бывает и так, что ребенок вполне комфортно чувствует себя в семье, но не может адаптироваться в обществе (или наоборот).
Начальная степень - это легкие отклонения от нормы. Со временем они становятся все более заметными и проще диагностируются.
Выраженная степень педагогической запущенности характеризуется тем, что положительные свойства практически не проявляются, если на предыдущих этапах развития они не находили поддержки и подкрепления. На данном этапе понятно, что ребенок не может быть самостоятельным и принимать осмысленные решения.
Характер проявлений при педагогической запущенности:
ЗАПИСАТЬСЯ
Специалисты
Виды педагогической запущенности
Выделяют несколько видов запущенности педагогического характера. Они классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных отклонений. Основные виды педагогической запущенности:
- Медико-педагогическая. Проявляется в виде плохих привычек, отсутствия навыков гигиены.
- Нравственно-педагогическая. Характеризуется отсутствием нравственных понятий, контроля над эмоциями.
- Интеллектуально-педагогическая. Ребенок с трудом осваивает школьную программу. Интерес к знаниям у него отсутствует.
- Нравственно-трудовая. У детей нет желания трудиться, они имеют искаженные представления о пользе труда.
Механизм
Формирование ребенка сопровождается социальными ситуациями, возрастными кризисами, психическими и физическими особенностями. Он приобретает опыт через деятельность и общение с окружающими. Реализация заложенных при рождении психофизических способностей определяется жизненными обстоятельствами и типом воспитания ребенка. Если условия среды, в которой проживает ребенок, не соответствуют его задаткам, его развитие деформируется и искажается. Основа механизма формирования педагогической запущенности – дефицит социальных и психологических стимулов. Если не проводится коррекция, запущенность со временем прогрессирует.
Стадии развития педагогической запущенности
Развитие педагогической запущенности осуществляется в четыре стадии:
- Первая стадия развивается у дошкольников. Педагогическая запущенность формируется вследствие дефицита внимания со стороны родителей, педагогических ошибок воспитателей детского сада, плохих отношений со сверстниками.
- Вторая стадия характерна для дошкольников и младших школьников. Она формируется из-за недостаточной готовности к обучению, вследствие ошибок в процессе воспитания, педагогических причин, которые вырабатывают у ребенка неуверенность в себе и отсутствие интереса к знаниям. Дети негативно относятся к школе, не соблюдают режим, у них отсутствуют нормы поведения.
- Третья стадия запущенности без своевременной коррекции развивается в подростковом возрасте. Ребенок пренебрегает нормами и правилами, относится ко всему негативно и равнодушно, его поведение отклоняется в худшую сторону.
- Четвертая стадия формируется в подростковом и юношеском возрасте. Антисоциальный характер поведения закрепляется, человек становится грубым, агрессивным, часто попадает под дурное влияние преступных группировок.
Причины возникновения педагогической запущенности
Причины возникновения педагогической запущенности отличаются. К основным факторам развития нарушений относятся:
- Взаимоотношения в семье. Первый опыт общения ребенок получает в кругу семьи. Именно здесь формируется его восприятие окружающего мира. Если родители уделяют ребенку мало времени, имеют слабое интеллектуальное и культурное развитие, не обеспечивают малышу благоприятные условия проживания, постоянно конфликтуют между собой или неправильно воспитывают чадо, у него может развиться педагогическая запущенность.
- Среда, в которой ребенок учится. Запущенность педагогическая может развиться из-за ошибок в организации процесса образования, в результате конфликтов с одноклассниками и педагогами. Если к ребенку относятся невнимательно, игнорируют его особенности, не осуществляют к нему индивидуальный подход, у него формируются комплексы, которые приводят к неуспеваемости.
- Отношения в социуме. Формирование педагогической запущенности также связано с постоянными конфликтами с окружающими людьми – сверстниками, педагогами, родителями. В результате этого ребенок замыкается в себе, не хочет посещать школу. Он начинает искать друзей среди асоциальных элементов.
- Индивидуальные особенности ребенка. Это ряд внутренних физиологических, эмоциональных, наследственных факторов, которые могут оказывать влияние на развитие педагогической запущенности. Стоит учесть, что в группе риска находятся дети, у которых есть различные неврологические нарушения и слабый тип нервной деятельности.
Чем раньше вы обратитесь за помощью,
тем благоприятнее будет прогноз коррекции.
ДИАГНОСТИКА
Психолог
Диагностика педагогической запущенности осуществляется на основании следующих принципов:
- изучение индивидуальных особенностей должно производиться в неразрывной связи с внешними факторами;
- выводы должны быть объективными, а не основанными на личном отношении к ребенку или к членам его семьи;
- личность должна изучаться не только в конкретный момент, но также и в предыдущие периоды жизни, с возможностью составления прогнозов будущего развития;
- стоит рассматривать не только поверхностные проявления педзапущенности, но и уделять как можно больше внимания поиску причин, которые привели к текущему положению дел;
- одним из важнейших принципов можно считать "педагогический оптимизм", который заключается в настрое на положительное разрешение проблемы, независимо от степени ее сложности;
- профессионализм специалиста, осуществляющего диагностику, должен состоять в глубоких познаниях в области психологии, социологии и педагогики;
- чтобы решить проблему, важно работать с ребенком не только в общем направлении, но также и по принципу его целеустремленности, принимая во внимание его желания и интересы.
КОРРЕКЦИЯ
Стоит определить причины, которые привели к возникновению педзапущенности.
Коррекция может осуществляться на основании следующих методов: коррекция выраженных дефектов поведения и характера (страхи, застенчивость, чрезмерное возбуждение и прочие отклонения); применение конкретных педагогических методик, которые помогают устранить внешние проявления (например, нервные тики), проблемы в обучении и развитии (плохое усвоение материала, недостаточное количество навыков и прочее), а также недостатки характера); привлечение ребенка к активной трудовой деятельности; перевод в другой коллектив; использование психотерапевтических методик, которые основаны на внушении, убеждении, гипнозе и психоанализе.
При первых признаках отклонений стоит принимать меры по их устранению. Педагоги должны проводить работу по следующим направлениям: профилактика возможных правонарушений; коррекция нравственных ориентиров; постоянные личные контакты в виде бесед, тренингов, диспутов и так далее; искусственное моделирование ситуаций, которые несут в себе воспитательную функцию; активное взаимодействие с родителями и другими членами семьи; привлечение внимания общественных организаций к проблемным детям; привлечение детей и подростков, у которых диагностирована педагогическая запущенность, к занятиям во внешкольных образовательных учреждениях.
Осложнения и последствия
Если педагогическая коррекция не проводится, отсутствует психологическая помощь, дезадаптация ребенка возрастает. У подростков запущенность педагогического характера осложняется социальной. Они становятся неуправляемыми, теряют ценностные ориентации и социальные установки. Перевоспитание подростков в этом случае часто осуществляется в детских исправительных учреждениях – колониях для несовершеннолетних.
Прогноз
При условии своевременной коррекции педагогическая запущенность полностью проходит. Если у ребенка отсутствуют психические и неврологические нарушения, прогноз весьма благоприятный. Здесь важна комплексная поддержка различных специалистов и благоприятные условия в семье и окружении ребенка.
Профилактика педагогической запущенности
Профилактика формирования педагогической запущенности заключается в соблюдении целого комплекса рекомендаций. Педагогическую и социальную запущенность гораздо проще предотвратить, чем потом с ней бороться. Профилактика педагогической запущенности проводится в соответствии с нижеперечисленными принципами:
- Обязательно занимайтесь с ребенком и стимулируйте у него интерес к знаниям. Лучшая профилактика педагогической запущенности – это общение, обучение в игровой форме, разработка системы поощрений.
- Также в профилактику педагогической запущенности включена адаптация ребенка в коллективе. Его необходимо обучать трудовой деятельности.
- Взаимодействуйте с ребенком. Общайтесь с ним, анализируйте вместе его поведение, проводите коррекцию его действий, критикуйте (но критика должна быть конструктивной). Во взаимоотношениях с малышом должны присутствовать доверие и взаимоуважение!
- Также профилактика запущенности должна включать стимуляцию активности. Развивайте у него чувства любви, стыда, сострадания, приводите положительные примеры, мотивируя его на деятельность, просите о чем-нибудь.
Вы предполагаете, что у вашего ребенка педагогическая запущенность? Не нервничайте, обратитесь к специалистам. Они установят точный диагноз и дадут массу полезных рекомендаций о том, как скорректировать особенности детей. Своевременная коррекция, а также профилактика развития педагогической запущенности обязательно помогут справиться с ситуацией.
Педагоги центра НЕАПЛ помогут в коррекции нарушений. Записывайтесь к нам на консультацию, и мы обязательно сделаем все, чтобы скорректировать особенности ребенка и полностью устранить проблему.