Общее понятие

Педагогическая запущенность – это нарушенное развитие ребенка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения. Запущенность у школьников и дошкольников проявляется в виде поведенческих отклонений, плохой учебы, отсутствия понимания нравственных ценностей. У ребенка отсутствуют интеллектуальные способности, он инфантилен, эмоционально неуравновешен, с трудом социализируется и совершает аморальные поступки. Запущенность школьников и дошкольников диагностируется специальными психологическими методиками. Дети проходят различные тесты, отвечают на вопросы анкет. Если причины педагогической запущенности не связаны с различными патологиями, нарушение корректируют педагоги и психологи. В целом, запущенность у школьников и дошкольников рассматривается как поведенческое расстройство. Статистические данные разнятся: ежегодно количество детей, у которых есть признаки педагогической запущенности, изменяется. Наиболее распространен данный вид нарушений среди мальчиков.

Симптомы

Педагогическая запущенность - это своего рода отклонение, которое может быть выражено в разной степени: легкая степень характеризуется слабой динамикой, потому сложно выявить проблему. Часто педзапущенность можно перепутать с вполне естественными для данного возраста капризами и отклонениями в поведении.

Диагностику проблемы может осложнять то, что внешние проявления могут быть не постоянными, а эпизодическими. Бывает и так, что ребенок вполне комфортно чувствует себя в семье, но не может адаптироваться в обществе (или наоборот).
  
Начальная степень - это легкие отклонения от нормы. Со временем они становятся все более заметными и проще диагностируются.

Выраженная степень педагогической запущенности характеризуется тем, что положительные свойства практически не проявляются, если на предыдущих этапах развития они не находили поддержки и подкрепления. На данном этапе понятно, что ребенок не может быть самостоятельным и принимать осмысленные решения.

Характер проявлений при педагогической запущенности: 
1
трудности, связанные с обучением (плохая успеваемость и медленное усвоение информации)
2
недостаточно развитые житейские навык,
3
самолюбие и конфликтность
4
частая смена настроения
5
искаженное отношение ребенка как к самому себе, так и к окружающим, что накладывает свой отпечаток на поведение
6
недоразвитие таких процессов, как запоминание, воображение, мышление

ЗАПИСАТЬСЯ

Специалисты

Виды педагогической запущенности

Выделяют несколько видов запущенности педагогического характера. Они классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных отклонений. Основные виды педагогической запущенности:

  1. Медико-педагогическая. Проявляется в виде плохих привычек, отсутствия навыков гигиены.
  2. Нравственно-педагогическая. Характеризуется отсутствием нравственных понятий, контроля над эмоциями.
  3. Интеллектуально-педагогическая. Ребенок с трудом осваивает школьную программу. Интерес к знаниям у него отсутствует.
  4. Нравственно-трудовая. У детей нет желания трудиться, они имеют искаженные представления о пользе труда.

Механизм

Формирование ребенка сопровождается социальными ситуациями, возрастными кризисами, психическими и физическими особенностями. Он приобретает опыт через деятельность и общение с окружающими. Реализация заложенных при рождении психофизических способностей определяется жизненными обстоятельствами и типом воспитания ребенка. Если условия среды, в которой проживает ребенок, не соответствуют его задаткам, его развитие деформируется и искажается. Основа механизма формирования педагогической запущенности – дефицит социальных и психологических стимулов. Если не проводится коррекция, запущенность со временем прогрессирует.

Стадии развития педагогической запущенности

Развитие педагогической запущенности осуществляется в четыре стадии:

  1. Первая стадия развивается у дошкольников. Педагогическая запущенность формируется вследствие дефицита внимания со стороны родителей, педагогических ошибок воспитателей детского сада, плохих отношений со сверстниками.
  2. Вторая стадия характерна для дошкольников и младших школьников. Она формируется из-за недостаточной готовности к обучению, вследствие ошибок в процессе воспитания, педагогических причин, которые вырабатывают у ребенка неуверенность в себе и отсутствие интереса к знаниям. Дети негативно относятся к школе, не соблюдают режим, у них отсутствуют нормы поведения.
  3. Третья стадия запущенности без своевременной коррекции развивается в подростковом возрасте. Ребенок пренебрегает нормами и правилами, относится ко всему негативно и равнодушно, его поведение отклоняется в худшую сторону.
  4. Четвертая стадия формируется в подростковом и юношеском возрасте. Антисоциальный характер поведения закрепляется, человек становится грубым, агрессивным, часто попадает под дурное влияние преступных группировок.

Причины возникновения педагогической запущенности

Причины возникновения педагогической запущенности отличаются. К основным факторам развития нарушений относятся:

  1. Взаимоотношения в семье. Первый опыт общения ребенок получает в кругу семьи. Именно здесь формируется его восприятие окружающего мира. Если родители уделяют ребенку мало времени, имеют слабое интеллектуальное и культурное развитие, не обеспечивают малышу благоприятные условия проживания, постоянно конфликтуют между собой или неправильно воспитывают чадо, у него может развиться педагогическая запущенность.
  2. Среда, в которой ребенок учится. Запущенность педагогическая может развиться из-за ошибок в организации процесса образования, в результате конфликтов с одноклассниками и педагогами. Если к ребенку относятся невнимательно, игнорируют его особенности, не осуществляют к нему индивидуальный подход, у него формируются комплексы, которые приводят к неуспеваемости.
  3. Отношения в социуме. Формирование педагогической запущенности также связано с постоянными конфликтами с окружающими людьми – сверстниками, педагогами, родителями. В результате этого ребенок замыкается в себе, не хочет посещать школу. Он начинает искать друзей среди асоциальных элементов.
  4. Индивидуальные особенности ребенка. Это ряд внутренних физиологических, эмоциональных, наследственных факторов, которые могут оказывать влияние на развитие педагогической запущенности. Стоит учесть, что в группе риска находятся дети, у которых есть различные неврологические нарушения и слабый тип нервной деятельности.

Чем раньше вы обратитесь за помощью,

тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

ДИАГНОСТИКА

Психолог

Диагностика педагогической запущенности осуществляется на основании следующих принципов:

  • изучение индивидуальных особенностей должно производиться в неразрывной связи с внешними факторами;
  • выводы должны быть объективными, а не основанными на личном отношении к ребенку или к членам его семьи;
  • личность должна изучаться не только в конкретный момент, но также и в предыдущие периоды жизни, с возможностью составления прогнозов будущего развития;
  • стоит рассматривать не только поверхностные проявления педзапущенности, но и уделять как можно больше внимания поиску причин, которые привели к текущему положению дел;
  • одним из важнейших принципов можно считать "педагогический оптимизм", который заключается в настрое на положительное разрешение проблемы, независимо от степени ее сложности;
  • профессионализм специалиста, осуществляющего диагностику, должен состоять в глубоких познаниях в области психологии, социологии и педагогики;
  • чтобы решить проблему, важно работать с ребенком не только в общем направлении, но также и по принципу его целеустремленности, принимая во внимание его желания и интересы.

КОРРЕКЦИЯ

Стоит определить причины, которые привели к возникновению педзапущенности.

Коррекция может осуществляться на основании следующих методов: коррекция выраженных дефектов поведения и характера (страхи, застенчивость, чрезмерное возбуждение и прочие отклонения); применение конкретных педагогических методик, которые помогают устранить внешние проявления (например, нервные тики), проблемы в обучении и развитии (плохое усвоение материала, недостаточное количество навыков и прочее), а также недостатки характера); привлечение ребенка к активной трудовой деятельности; перевод в другой коллектив; использование психотерапевтических методик, которые основаны на внушении, убеждении, гипнозе и психоанализе.

При первых признаках отклонений стоит принимать меры по их устранению. Педагоги должны проводить работу по следующим направлениям: профилактика возможных правонарушений; коррекция нравственных ориентиров; постоянные личные контакты в виде бесед, тренингов, диспутов и так далее; искусственное моделирование ситуаций, которые несут в себе воспитательную функцию; активное взаимодействие с родителями и другими членами семьи; привлечение внимания общественных организаций к проблемным детям; привлечение детей и подростков, у которых диагностирована педагогическая запущенность, к занятиям во внешкольных образовательных учреждениях.

Осложнения и последствия

Если педагогическая коррекция не проводится, отсутствует психологическая помощь, дезадаптация ребенка возрастает. У подростков запущенность педагогического характера осложняется социальной. Они становятся неуправляемыми, теряют ценностные ориентации и социальные установки. Перевоспитание подростков в этом случае часто осуществляется в детских исправительных учреждениях – колониях для несовершеннолетних.

Прогноз

При условии своевременной коррекции педагогическая запущенность полностью проходит. Если у ребенка отсутствуют психические и неврологические нарушения, прогноз весьма благоприятный. Здесь важна комплексная поддержка различных специалистов и благоприятные условия в семье и окружении ребенка.

Профилактика педагогической запущенности

Профилактика формирования педагогической запущенности заключается в соблюдении целого комплекса рекомендаций. Педагогическую и социальную запущенность гораздо проще предотвратить, чем потом с ней бороться. Профилактика педагогической запущенности проводится в соответствии с нижеперечисленными принципами:

  1. Обязательно занимайтесь с ребенком и стимулируйте у него интерес к знаниям. Лучшая профилактика педагогической запущенности – это общение, обучение в игровой форме, разработка системы поощрений.
  2. Также в профилактику педагогической запущенности включена адаптация ребенка в коллективе. Его необходимо обучать трудовой деятельности.
  3. Взаимодействуйте с ребенком. Общайтесь с ним, анализируйте вместе его поведение, проводите коррекцию его действий, критикуйте (но критика должна быть конструктивной). Во взаимоотношениях с малышом должны присутствовать доверие и взаимоуважение!
  4. Также профилактика запущенности должна включать стимуляцию активности. Развивайте у него чувства любви, стыда, сострадания, приводите положительные примеры, мотивируя его на деятельность, просите о чем-нибудь.

Вы предполагаете, что у вашего ребенка педагогическая запущенность? Не нервничайте, обратитесь к специалистам. Они установят точный диагноз и дадут массу полезных рекомендаций о том, как скорректировать особенности детей. Своевременная коррекция, а также профилактика развития педагогической запущенности обязательно помогут справиться с ситуацией.

Педагоги центра НЕАПЛ помогут в коррекции нарушений. Записывайтесь к нам на консультацию, и мы обязательно сделаем все, чтобы скорректировать особенности ребенка и полностью устранить проблему.

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время