Общее понятие

Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей – это широкий спектр психоэмоциональных нарушений. Обычно дефекты развиваются из-за недостаточной функций центральной нервной системы. У младенцев минимальная мозговая дисфункция у детей проявляется в ряде малых неврологических симптомов. У детей старшего возраста возникают более серьезные признаки: задержка психического развития, гиперактивность, отсутствие социальной адаптации. Синдром минимальной мозговой дисфункции диагностируется на основании психологических тестов и инструментальных методик. Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей выполняется медикаментозными, физиотерапевтическими, педагогическими методами. Впервые ММД описал С. Клеменс в 1966 году. Согласно его научным трудам – это наиболее распространенная патология психики, которая встречается достаточно часто – у 22% детей дошкольного возраста и у 5% младших школьников. По мере взросления у большей части детей исчезают все признаки заболевания. Если лечение детей начато вовремя, ММД носит обратимый характер.

Симптомы

Проблемы начинают проявляться уже в 2-3 года, тогда же возникают и признаки отклонения. Минимальная мозговая дисфункция делает ребёнка неуправляемым.

Он может быстро увлечься чем-то, и так же быстро забросить занятие, становится агрессивным, не может адаптироваться к смене окружающих условий.

Прочие проявления: порывистые, резковатые движения, которые при этом довольно неловки; речевая функция развивается с задержками; ребёнок частенько падает, получает повреждения, ушибы.

Если Вы заметили у своего ребенка хотя бы одно из перечисленных далее симптомов, обратитесь к нашему специалисту за помощью.
1
Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте.
2
Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома.
3
Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать.
4
Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то.
5
На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко.
6
Перебивает других и докучает взрослым и детям.
7
Не может долго ждать переменки при групповых занятиях.
8
Разговаривает без остановок. Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса.
9
Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр.
10
При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы.
11
Не может играть один в тишине.
12
Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени.
13
Не завершив одного дела, уже приступает к следующему.

ЗАПИСАТЬСЯ

Специалисты

Процедуры

При диагнозе «дисфункция мозговая» наилучший эффект коррекции достигается после прохождения ряда процедур, среди которых:

  • мануальная терапия;
  • дифференцированная кинезотерапия;
  • массаж.

Формы ММД

Существует несколько типов минимальной мозговой дисфункции у детей. Среди них:

  1. Субнормальный тип. Дети, относящиеся к этой группе, практически ничем не отличаются от обычных школьников. Педагоги и родители воспринимают их, как абсолютно здоровых. Единственные проявления ММД в данном случае – недостаток внимания, плохая память. Ребенку сложно быстро переключаться, но он работоспособен в течение всего учебного дня. Хотя повышенная утомляемость также присутствует. Если такого ребенка не перегружать, к 3-5 классу работа его мозга полностью нормализуется.
  2. Активный тип. Дети с ММД активного типа неровно учатся. Сначала они включаются в деятельность, но быстро утомляются. Как правило, таких ребят ругают за лень, за неумение доводить начатое до конца. Но упреки не меняют ситуацию. Школьникам с активной мозговой дисфункцией нужно время от времени давать отдых, тогда они будут сохранять работоспособность в течение всего учебного дня. Если перестать упрекать и контролировать ребенка, работа его мозга постепенно нормализуется к 7-8 классу. При этом лечение может не потребоваться.
  3. Ригидный тип. Это сложный тип мозговой дисфункции. Он проявляется в виде замедленной речи, заторможенных действий и реакций. Родители и педагоги думают, что медлительность ребенка – итог его лени, стараются подгонять его, бороться с такими проявлениями. Но этого делать нельзя. Если дергать ребенка с ригидным ММД, он будет действовать еще медленнее или вообще впадет в ступор. Следует отметить, что у таких детей нормальный интеллект. Важно просто понимать суть проблемы и создавать оптимальные условия для обучения и развития ребенка. В этом случае симптомы дисфункции мозговой деятельности (ММД) окончательно пройдут к 6-7 классу.
  4. Астеничный тип. Главная проблема детей, страдающих таким типом минимальной мозговой дисфункции, это высокая утомляемость. У них слабая память, неразвито внимание. Что интересно, ребенок может совершенно не помнить правил по русскому языку, но отлично применять их на практике. Работоспособность ребенка с таким типом ММД проявляется на первом или втором уроке, к третьему уроку он обычно истощен, поэтому занимается посторонними делами. Ребята с трудом понимают информацию, представления, образы. Задача родителей – не перегружать такого ребенка, так как это может привести к его внутренним комплексам и неуспеваемости.

Причины возникновения минимальной мозговой дисфункции

Главная причина развития минимальной мозговой дисфункции – это повреждения некоторых участков головного мозга или аномальное развитие центральной нервной системы. Также мозговой синдром возникает вследствие ряда других факторов. Среди них:

  • педагогическая или социальная запущенность ребенка;
  • антенатальные факторы: вирусные и хронические соматические заболевания будущей мамы, которые протекали с тяжелой интоксикацией, сахарный диабет, неправильное питание, эклампсия, угроза выкидыша при беременности, влияние негативных экологических факторов окружающей среды на плод и пр.;
  • интранатальные факторы: стремительные роды, стимуляция родовой деятельности медикаментами, кесарево сечение, гипоксия младенца при родах, масса новорожденного более 4 кг;
  • постнатальные причины: воздействие нейроинфекций и травмы центральной нервной системы.

Механизм

При минимальной мозговой дисфункции (ММД) у ребенка наблюдаются незначительные нарушения в структуре и функционировании головного мозга. Повреждения происходят из-за негативных факторов, влияющих на развитие плода еще в период внутриутробного развития. Если влияние оказывают сразу несколько раздражителей, ситуация ухудшается. В результате, заболевание проявляется с рождения или в младенческом возрасте, но случается и такое, что признаки синдрома возникают в 6-7 лет.

Развитие минимальной мозговой дисфункции у детей осуществляется в двух направлениях: ребенок может быть либо заторможенным, либо гиперактивным.

Чем раньше вы обратитесь за помощью,

тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

ДИАГНОСТИКА

Невролог

Диагностика может проводиться при помощи УЗИ допплерографии, энцефалогаммы, нейросонографии, сканирования состояния сосудов, рентгена, УЗИ шеи. Прогноз не будет положительным, если не начать бороться с болезнью на начальном этапе.

КОРРЕКЦИЯ

Без лекарств при ММД не обойтись.

При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей важно создать в семье благоприятную обстановку. Именно она в большей степени способствует выздоровлению и дисциплине:Надо ложиться спать и вставать в определенное время.

Составить четкое расписание для всего дня, чтобы привычные действия стали для ребенка сигналом и синхронизировали деятельность нервной системы.

Обязательно надо приучить ребенка спать днем, потому что такой отдых для ослабленной нервной системы крайне необходим.

Обо всех возможных переменах человека с таким диагнозом надо предупреждать заранее. Предупреждение касается не только поездки на выходные за город, но внеплановый визит няни, уборка в доме и расстановка игрушек по местам. Надо приглашать домой гостей, но с тем условиям, чтобы они не нарушали привычный для ребенка распорядок дня.

Общение со сверстниками должно быть строго ограничено. Ребенку полезно дружить со спокойными детьми.

В присутствии ребенка не надо выяснить отношения между собой. Обязательна физкультура и плавание, минимум времени у телевизора и компьютера. Ребенку надо развивать мелкую моторику.

!

ОЧЕНЬ ВАЖНО не спутать их и выбрать
правильные пути коррекции.

Осложнения и последствия

Минимальная мозговая дисфункция, лечение которой не начато вовремя, может вызвать ряд тяжелых последствий. Среди них:

  • трудности в обучении;
  • сложности в социальной адаптации;
  • вегето-сосудистая дистония.

Во взрослом возрасте мозговой синдром может стать причиной алкоголизма, психических патологий, наркомании, постоянных поисков себя в обществе и профессиональной деятельности.


Прогноз на лечение ММД

В основном, минимальная дисфункция проходит самостоятельно. У детей она поддается лечению и коррекции. Своевременная диагностика и коррекция позволяют устранить патологию навсегда.

Ситуация развивается по разным схемам, в частности:

  1. Признаки патологии исчезают самостоятельно по мере взросления детей. Так происходит примерно у 20-25% ребят.
  2. Некоторые признаки патологии могут остаться, но заболевание не прогрессирует. У больных есть некоторые проблемы в повседневной жизни. Они могут быть импульсивны, социально неадаптированы, закомплексованы.
  3. Симптомы дисфункции не исчезают и уже во взрослом возрасте приводят к серьезным проблемам.

Лечение дисфункции у школьников, обладающих высоким уровнем интеллекта, а также обучающихся в комфортной обстановке, имеет благоприятный прогноз. Если уровень интеллекта ребенка средний или ниже среднего, по мере взросления у него повышается гиперактивность и появляется агрессия.

Профилактика ММД

Чтобы предупредить развитие дисфункции, необходимо следовать некоторым рекомендациям, а именно:

  • еще на этапе беременности будущая мама должна оградить себя от стрессов, следить за рационом и собственным здоровьем;
  • в раннем возрасте необходимо заниматься с ребенком и регулярно его обследовать, чтобы выявить признаки патологии на начальном этапе;
  • детей с компенсированными случаями заболевания нужно постоянно контролировать.

Вы подозреваете, что у вашего ребенка ММД? Не ставьте диагнозы самостоятельно, а обратитесь к специалистам. Они проведут комплекс исследований, которые позволят выявить наличие или отсутствие нарушений у малыша. Если диагноз подтвердится, не нужно отчаиваться. Сегодня лечение синдрома осуществляется по современным методикам, которые всегда дают положительный результат. К тому же, признаки патологии могут сойти на нет по мере взросления ребенка. Все, что нужно, это просто проявить терпение и понимание.

Нейропсихологи и логопеды центра НЕАПЛ помогают в коррекции нарушений у ребенка с ММД, оказывая ему профессиональную помощь и поддержку. Звоните и записывайтесь к нам на прием – мы будем рады помочь вам!

Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время