
Алексе́й Никола́евич Леонтьев
советский психолог, философ, педагог и организатор науки, доктор педагогических наук, действительный член АПН РСФСР, первый декан факультета психологии Московского государственного университета, почётный доктор Парижского и Будапештского университетов, почётный член Венгерской АН
Все дети развиваются по своему «личному сценарию», исходя из индивидуальных особенностей. Но часто родители хотят опередить события и сильно переживают, если ребенок не начинает говорить, а соседский малыш уже произносит слово МАМА.
Не нужно сильно волноваться, но знать определенную закономерность речевого развития ребенка в норме очень важно.
4 этапа в становлении речи детей
до 1 года
до 3 лет
до 7 лет
до 17 лет
Стоимость
логопедической диагностики
2000 руб.
1 этап
речевого развития
подготовительный
(с 0 до 1 года)
1 месяц

ребенок реагирует на голос: поворачивает голову в сторону говорящего. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: ласковую – оживляется, резкую — плачет.
2-3 месяца

появляется гуление
6 месяцев

появляется лепет. Ребёнок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.)

7-9 месяцев

ребенок начинает повторять за взрослыми разнообразные сочетания звуков.
10-11 месяцев

появляются реакции на сами слова, уже независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребёнка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
12 месяцев

появляются первые слова

В самом раннем возрасте (до 12 месяцев) родители могут заметить предпосылки задержки речевого развития своего ребенка.
Если малыш не обращает внимания на звуки (в 3-4 месяца), не гулит, нет лепета, не улыбается в ответ на улыбку и обращение мамы, не выражает интереса к игрушкам и звукам к 8-10 месяцам, а реакция его проявляется только в плаче, то обязательно нужно рассказать об этом врачу.
2 этап
речевого развития
преддошкольный
(от 1 года до 3 лет)

В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он много и охотно повторяет за говорящими и сам произносит слова.


При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать разные моменты: вот каша; дай кашу; горячая каша. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослыми. Собственная речь ребенка сопровождается жестами, мимикой.
На протяжении второго и третьего года жизни происходит значительное накопление словаря. До 3 лет появляются сложноподчиненные предложения. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

3 этап
речевого развития
дошкольный
(от 3 года до 7 лет)
Фонематическое
восприятие

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.
Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
Грамматический
строй речи

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью.
Дети 4 года жизни пользуются простыми и сложными предложениями.
Дети 5 года жизни относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ.
Монологическая
речь

В пятилетнем возрасте дети начинают овладевать одним из трудных видов речи – монологической речью.
В этот период ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.
Заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
4 этап
речевого развития
школьный
(от 7 года до 17 лет)

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение.
Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.
обратитесь к нашему
логопеду
В нашем центре специалисты первой и высшей категории проводят диагностику, коррекционные занятия, а также консультируют клиентов по всем вопросам патологии и норме речевого развития.
Почему ребенок
не говорит
Cреда, в которой ребенок рос и развивался
- Ребенок долго не начинает говорить, в связи с тем, что с ним не разговаривали (или мало разговаривали) в младенчестве.
- Слишком быстрая речь взрослых или двуязычие в семье также может оказаться причиной того, что дети начинают говорить поздно.
Cостояние здоровья ребенка, его физиология
- Причина, почему ребенок долго не говорит или «мычит» может заключаться в патологии развития или функционирования органов слуха и зрения.
- Также на это влияют перенесенные заболевания головного мозга (например, менингит), травмы головы, осложненное протекание беременности и родов.
- Иногда бывает так, что родители слишком опекают своих чад и угадывают все их желания. В связи с этим у ребенка не возникает потребности выражать свои мысли, просьбы, эмоции словами. В такой ситуации ребенок не то что не хочет говорить, ему это просто не нужно.
- Такой же эффект дают высокие требования и авторитарный стиль общения. Если взрослые несколько раз заставляют ребенка правильно произносить слова, повышают голос, высмеивают его, то малыш может замкнуться и впоследствии ребенок начинает говорить с задержкой.
- Бывает и так, что все причины отсутствуют. Почему ребенок не хочет говорить? Возможно, он перенес какой-то стресс, испугался громкого звука, эмоциональной ссоры родителей или другая тревожная ситуация, которой взрослые не придали значения.