Ваш ребенок не говорит?
Оставьте Ваш контакт и наши опытные специалисты Вам помогут
У ребёнка отсутствует или неразвита речь, несмотря на то, что его ровесники уже хорошо говорят. Многие родители начинают переживать. Беспокойство нельзя назвать необоснованным. Дети должны овладеть речью в определённый период развития. Он приходится в первые три года жизни крохи, когда он стремится познакомиться с окружающим миром и рассказать о нём окружающим людям. Если в этот период ребёнок не научится говорить, то дальнейшее развитие письменной речи и чтения будут серьёзно затруднены.
Нормы речевого развития
Каждый ребёнок является индивидуальностью. Поэтому нормы относительны и допускают незначительные отклонения. Только заботливый родитель может установить для своего малыша «планку». Речь ребёнка развивается под влиянием физиологических, психологических и социальных факторов. Однако существенные отклонения от нормы могут стать причиной для обоснованного беспокойства.
- от 1 до 2 месяцев. Дети общаются при помощи криков и звуков, сопровождающихся разными интонациями. С их помощью родитель может понять, доволен его ребёнок или чем-либо опечален;
- от 2 до 5 месяцев. В этот период дети начинают «гулить». Ребёнок может произносить отдельные звуки, похожие на знакомые слова;
- от 5 до 10-14 месяцев. Период лепета. У ребёнка могут получаться простые односложные слова, например, «ма», «дай», «ава»;
- от 1,5 до 2,5 лет. Словарный запас малыша расширяется, он начинает строить простые предложения. Обычно дети быстро запоминают новые фразы. Чем взрослее становится малыш, тем больше он начинает говорить;
- от 2,5 лет до 3,5 лет. Это один из важных этапов формирования речи, когда кроха закрепляет предложения. Малыши более чётко формулируют свои мысли, могут понять и пересказать смысл истории.
- От 3,5 лет до 7 лет. Дошкольный период развития речи. Ребёнок начинает исправлять ошибки в произношении, осваивает грамматическое построение предложений. К шести годам дети начинают овладевать монологической речью, также заканчивается формирование звукопроизношения.
Стоит отметить, что девочки осваивают речь быстрее мальчиков. Они очень хорошо подражают взрослым, повторяя их артикуляцию и манеры. Мальчики быстрее осваивают речь, подкрепляемую действиями. Учитывая половые различия можно заниматься с ребёнком более эффективно.
Причины отсутствия речи у ребёнка
При нормальном речевом развитии ребёнок в возрасте 2-2,5 лет начинает активно общаться с окружающими людьми. Он запоминает имена, названия вещей и может рассказывать небольшие истории. Однако в некоторых случаях у детей в 2-2,5 года речь отсутствует. Они не произносят слова или выговаривают их с большим трудом.
Отсутствие речи у ребёнка может быть обусловлено тремя причинами:
- Физиологическими. К ним относятся:
- снижение слуха;
- врождённые патологии языка, губ и нёба;
- слабость лицевых и ротовых мышц;
- поражения центральной нервной системы;
- наследственные заболевания;
- аутизм;
- заболевания психики.
- Психологическими. Речь может отсутствовать из-за:
- сильного испуга;
- скандалов и ссор в семье;
- психологической травмы (потери одного из родителей, асоциального поведения родных и пр.).
- Социальными. Задержки в развитии речи могут быть обусловлены:
- педагогической запущенностью, недостаточным вниманием со стороны родителей, которые не развивали речь малыша;
- чрезмерным увлечением телевизором, компьютером или телефоном;
- повышенной опекой, когда родители договаривают за ребёнком слова и понимают его по жестам, не давая ему возможности развивать речь;
- строгим воспитанием и попытками заставить малыша говорить в слишком раннем возрасте.
Нервные патологии, вызывающие проблемы с речевым развитием

К общему недоразвитию речи (ОНР) относятся следующие диагнозы:
- дизартрии. Дефект может быть в тяжёлой, средней и стёртой формах. Он характеризуется нарушением звукопроизношения, ритма дыхания, лёгкой гнусавостью. Тяжелая дизартрия также проявляется в чрезмерном или недостаточном тонусе мышц лица. У ребёнка страдает не только речь, но и моторика. Наблюдаются сложности с удержанием равновесия, рисованием, лепкой и вырезанием. Дизартрия возникает из-за родовых травм, резус-конфликта, черепно-мозговых травм и заболеваний ЦНС;
- афазии. Патология характеризуется резким распадом начавшей развиваться речи. Ребёнок может говорить нормально, а затем замолчать. Речь при афазии теряется полностью или частично. При этом слух и органы артикуляции развиты нормально. Афазия может привести к задержке в интеллекте. Патология возникает из-за черепно-мозговых травм, воспалений и опухолей мозга;
- моторной алалии. Речевой дефект, который может вызвать как незначительные проблемы со звукопроизношением, так и полное отсутствие речи. При тяжелых формах патологии, развития ребёнка хватает, чтобы понять сказанное. Однако сам он проговорить ничего не может. Патология также характеризуется нарушениями в артикуляции, мелкой моторике, равновесии, памяти. Моторная алалия возникает вследствие повреждения отдела головного мозга, отвечающего за речь. К этому может привести травма при родах, инфекционное заболевание, токсины;
- сенсорной алалии. В этом случае дети не понимают смысла речи. При этом они могут знать значения отдельных слов. Но связать их между собой у ребёнка не получается. Часто вместе с сенсорной алалией у малышей развивается логоррея (дети бессмысленно повторяют отдельные слова). Патологию речи сопровождают задержки в интеллектуальном развитии и нервные расстройства (нарушения моторики, агрессивное поведение).
Если отсутствует речь у ребёнка, то важно провести тщательное обследование. Важно отличать тяжёлые патологии ОНР от темповых задержек речевого развития. Нередко ЗРР возникают из-за недостаточного внимания к речи ребенка со стороны родителей или наследственных факторов. Самодиагностикой и самолечением лучше не заниматься. При отсутствии речи у вашего ребёнка необходимо обследоваться у невролога, психиатра, логопеда и психолога.
Что делать родителям?
Речь у ребёнка должна развиваться нормально. Нарушения могут привести к большому количеству проблем в будущем. При недостаточно сформированной речи ребёнок будет испытывать сложности с социальной адаптацией, письмом и чтением. Поэтому родители должны внимательно следить за развитием своего малыша.
Если вы заметили, что речь ребёнка не развивается нормально, то следует:
- проследить за его поведением. Обратите внимание на активность малыша, интересуют ли его игры и общение со сверстниками и взрослыми людьми. К задержкам речи часто приводит аутизм. Однако он всегда сопровождается сложностями с социализацией;
- оценить понимание ребёнком речи, обращённой к нему. Малыш должен легко справляться с простыми заданиями;
- проконсультироваться с неврологом, психологом и логопедом. Специалисты смогут выявить причину задержки речевого развития;
- проверить слух ребёнка. Достаточно часто тугоухость является для родителей настоящей неожиданностью. Естественно, что ребёнок с плохим слухом нуждается в особом подходе;
- водить ребёнка на занятия с педагогом-логопедом. Групповые игры, массаж и многие другие методики помогут малышу начать нормально говорить.
Помните, что важно своевременно выявить патологию. Чем раньше вы начнёте коррекцию, тем быстрее малыш заговорит. При этом занятия должны быть регулярными. Родителям также следует уделять больше внимания крохе. Необходимы совместные разговоры, игры, чтение, изучение стихов, песен и многое другое.